ул. Октябрьская, д.3
тел./факс: +7(496) 613-9993
E-mail: hram1891@mail.ru

ул. Октябрьская тел./факс: +7(496) 613-9993 E-mail: hram1891@mail.ru

Коломенская епархия
Московской митрополии
Русской Православной церкви

Коломна. Страницы истории

1 - Так называли РСФСР в обиходе, избегая непривычной аббревиатуры.

2 - Не работающих без веских причин наказывали тюремным сроком « за тунеядство».

3 - Частично «непрерывка» была свернута 1 декабря 1931 года. Окончательно к традиционной неделе вернулись только 26 июня 1940 года.

4 - Новый год в СССР стали отмечать только с 1936 года, после того как в газете «Правда» от 28 декабря 1935 года за подписью секретаря ЦК ВКП (б) и кандидата в члены Политбюро ЦК товарища Постышева была опубликована статья: «Давайте организуем к новому году детям хорошую ёлку», фактически «реабилитировавшая» старый праздник.

5 - сборник «Песня пионеров» 1927-й год.

РОЖДЕННЫЕ В СССР

Практически сразу же после прихода большевиков к власти в России они открыто объявили себя врагами религии. Атеизм был провозглашен основой политической доктрины правящей партии. В зависимости от политической ситуации и состояния экономики Совдепии1 наступление безбожной власти на православную церковь временами усиливалось, а порой ослабевало, но не прекращалось ни на один день.

Осада

Методы давления на Церковь применяли самые разные. Приходы обложили тяжелейшими налогами, а если их не платили, то храмы закрывали. Советским правительством 11 марта 1931 года был принят закон, запрещавший продажу Библии в государственных книжных магазинах. За ввоз религиозной литературы на русском языке из-за границы полагался тюремный срок. Это означало фактический запрет на распространение Священного Писания внутри СССР.

Сам бытовой уклад жизни советских граждан стремились изменить так, чтобы максимально затруднить «отправление религиозных обрядов». С 1 октября 1929 года страна перешла на так называемую «непрерывку» - непрерывную рабочую неделю, когда воскресенье перестало быть выходным днем. Все работающие2 разделялись на пять групп. Каждая группа называлась по цветам: «желтый», «розовый» «фиолетовый» «зеленый» и «красный». Каждый «цвет» имел свой выходной в пятидневку. Нередко случалось так, что жена была причислена к «зеленой группе», а муж оказывался в «красной», и выходные дни у них не совпадали. Члены таких семей редко собираясь вместе, фактически живя порознь, но на одной «жилой площади»3.

При большой занятости обоих работающих родителей, разделенных «цветными» кастами дети росли целиком отданные на попечение школе и обществу. Они-то и стали главными объектами изощренного растления атеистической пропагандой. Считалось, что с самого детства выращенные безбожниками люди, через поколение-два, сами забудут «божьи сказки», церковь и молитвы. Именно это считалось необходимым для построения «светлого будущего», когда отменят деньги, всего будет много – так много, что сколько хочешь, столько и бери без платы – когда все люди станут умными и честными, а работать будут только для своего удовольствия и общей пользы. Детям внушали, что вот сейчас всюду проведут электричество, настроят аэропланов с тракторами, и победив буржуев в мировой войне заживут громадной планетарной коммунией – счастливые, здоровые, наверное даже вовсе бессмертные, поскольку медицинская наука поборет и саму смерть. Ну, или так долго живущие, что станут почти бессмертные. Для начала же только надо отказаться от Бога.

Чтобы как можно надежнее оградить детей от «скрытой поповской пропаганды» перестали издавать книжки, в которых упоминался Бог. Детские сказки Андерсена, братьев Гримм, Шарля Перро в СССР переиздавались переработанные таким образом, что в них исчезли «христианские мотивы». Фактически заново был переписан роман «Робинзон Крузо» Даниэля Дэфо, из которого изъяли огромные фрагменты религиозно-философских размышлений персонажа, на многие годы оказавшегося на положении отшельника, изолированного на необитаемом острове. Основательно «поправили» свифтовские «Путешествия Гулливера» и «Остров сокровищ» Стивенсона. Под запрет попали книжки «про индейцев».

Все это считалось «отжившей чертобесиной», как охарактеризовала подобную литературу, одна из главных создательниц советской системы народного образования Н.К. Крупская, мечтавшая выращивать детей нового времени на основе научных методик, всеми способами отваживая от привычки ходить в храм, всячески натравливали молодежь на верующих. Под Пасху и на Рождество энтузиасты борьбы с религией, объединившиеся в «Союзы безбожников» организовывали демонстрации, ходя с духовыми оркестрами вокруг храмов, в которых шла праздничная служба. В дни больших христианских праздников проводились «безбожные карнавалы», в ходе которых вырядившиеся бесами комсомольцы скакали по улицам с факелами в руках, распевая куплеты Демьяна Бедного:

Долой, долой монахов,
Долой, долой попов!
Залезем мы на небо,
Разгоним всех богов.

За празднование «поповской елки» тогда выгоняли из пионеров и комсомола, а Деда Мороза в газетах чихвостили как «идеологически вредное явление»4.

В наследство от тех времен нам остался стихотворный опус, который во многом раскрывает перед нами суть пропаганды, вернее тот образ мышления, который пытались привить деткам их заботливые советские воспитатели. Сюжетец был завязан на поимке в пионерские сети Деда Мороза, после чего между юными безбожниками и их пленником завязался такой диалог:

- Ах, попался, старый дед,
К пионерам в сети!
Приносил ты детям вред
Целый ряд столетий!

- Нерадушен ваш прием.
Стрелы ваши колки!
Лучше, детки, попоем
Вкруг блестящей елки!

- Приволок ты неспроста
Пеструю хлопушку:
Нас от имени Христа
Хочешь взять на пушку!

- Вашим я не рад словам!
Ах, что за манеры!
Ну, зачем, зачем я вам.
Душки, пионеры?!

- Дед рождественский с мешком,
Был ты чтим когда-то!
А теперь тебя смешком
Встретят все ребята!

-Я всегда любил детей
И дарил им книжки.
Для меня всего святей
Добрые детишки.

- Детям ты втирал очки,
Говоря о боге.
Только мы не дурачки -
С нашей прочь дороги!

- Что за дикие слова?
Дерзки ваши клики.
В день Христова Рождества
Это грех великий!

- Нам твои противны, дед,
Сказочки да шутки.
Простаков меж нами нет
—Не надуешь! Дудки!

- Но для деда благодать
Сказочки все эти.
Отпустите поболтать.
Развяжите сети!

- Опустил ты грустно нос —
Не твоя, брат, эра.
Что твой сладенький Христос
Против пионера?!

-Слышу звон колоколов,
Полон умилений.
Детки, все, без дальних слов
Станьте на колени!

- Мы все божеское вон
Гоним неустанно,
Нам милей, чем праздный звон,
Грохот барабана!..

-Никуда я не гожусь!
Ах, удел мой дерзкий!
Делать нечего — сдаюсь
В плен ваш пионерский!

- Прочь религии дурман,
Прочь грядущего оковы.
Твой рассеивать туман
Мы — всегда готовы5.

Последний оплот

Богоявленский собор Коломны

Два десятка лет гонений на веру не прошли даром. Священство фактически уничтожено в ходе репрессий 1937-38 годов. Иерархии как таковой не стало - на воле оставалось только двое митрополитов, так что не стало возможным хиротонисовать новых епископов, некому было рукополагать священников. Да откуда им было взяться-то, если все Духовные училища и Семинарии ликвидировали. В Москве кое-как сохранились богословские курсы, на которых отваживались заниматься несколько десятков человек. На всю огромную страну это была капля в море.

Действующих церквей сохранились считанные единицы, но в них всеми делами заправлял приходской совет, во главе которого всегда стоял человек, подчинявшийся местным советам и подотчетный органам госбезопасности. Священник же тогда превратился в наемного служащего, работника за зарплату, не имеющего права ничем в храме распоряжаться.

При всей этой жути, которая тогда творилась вокруг, городу Коломне сказочно повезло – в нем остался действующий храм, а в храме служил самый настоящий священник. Богоявленская церковь не закрывалась ни на один день, и настал момент, когда эта церковь осталась единственной на Коломенский, Озерский Воскресенский и Луховицкий районы. Другой действующий храм можно было найти только в Егорьевске. Фактически для всего юго-востока Подмосковья Богоявленская церковь осталась последним оплотом, светочем и надеждой православных христиан.

Но и в этот храм ходить было опасно. Могли, как тогда говорили «взять на карандаш», т.е. наблюдатель от «органов», присутствовавший в храме мог занести чье-то им в список, который подавался «куда следует» и тогда над провинившимся сгущались тучи. Хождение в храм расценивалось как открытое проявление «непослушания», идеологического противостояния советской власти. Большей частью духовная жизнь христиан была погружена в подполье. Вернее в некую видимость подполья… Ведь невозможно же и впрямь было утаить в настоящей тайне то, за чем наблюдают десятки внимательных глаз платных и осведомителей и доносчиков-энтузиастов! В ту пору сложились определенные «правила игры» когда верующие совершали нечто как бы тайно, а власть как бы закрывала на это глаза.

Во многом ситуация изменилась с началом войны. Перед лицом одной большой общей беды многие прежние страхи рассеялись как туман. Да и власти стало уже не до борьбы с религией. По свидетельству людей заставших военное время, единственная коломенская церковь бывала так полна людьми, что невозможно было совершить поднять руку для совершения крестного знамения.

Отец Иоанн Розанов

Отец Иоанн Розанов

6 - Хотя в воспоминаниях имя священника не указано, но никого другого быть не могло. Кроме о. Иоанна на три района во всей округе в 1944 году никаких священников не было.

7 - Газета «Наше слово» г. Воскресенск А. Фролов «Афанасьевы» № 100 от 19 июля 2018 года.

Приходской совет не дозволял принять дьякона или псаломщика, а служивший в Богоявленской церкви о. Иоанн Розанов был уже совсем стар и болен, но изнемогая в своем служении, он из последних сил проповедовал, духовно наставлял, отправлял требы тех тысяч людей, которые устремились в храм. Особой заботой батюшки стали дети. Зная, как непросто стало приобщать детей к вере, он пытался использовать любую возможность. Так как власти зорко приглядывали за единственным священником, ему приходилось действовать если не конспиративно, то уж во всяком случае, избегая широкой огласки. Поэтому большинство духовных подвигов о. Иоанна ведомы только Богу, а для людей остались тайной. Но все же иногда то давнее тайное, сохраненное в памяти людей, возвращается к нам, когда порой речь заходит совсем казалось бы о другом.

Не так давно воскресенский краевед Андрей Фролов написал исследование о семействе уроженца села Афанасьево Мячковской волости Коломенского уезда, героя Советского Союза Ивана Александровича Киселева, участника советско-финской и Великой Отечественной войны. В этой работе, среди прочего приведен любопытный фрагмент семейной истории, до некоторой степени приоткрывающей для нас завесу тайны служения о. Иоанна Розанова в то нелегкое время.

Майор Киселев отличился при форсировании Днепра, был тяжело ранен, и несколько месяцев провел в госпиталях. За проявленный героизм Иван Александрович был представлен к званию героя Советского Союза, и для поправки здоровья ему дали отпуск, который он проводил дома. В августе 1944 года умер его отец, человек верующий, бывший староста церкви. Сам Иван Александрович был убежденным коммунистом, и верить в Бога ему «не полагалось», но всё же он решил уважить последнюю волю отца, просившего похоронить его по христианским обычаям. Хоть это и грозило ему возможными неприятностями, Иван Александрович поехал в Коломну и привез в Афанасьево священника6.

Сам Киселев, для вящего «соблюдая правил игры», ушел на кладбище, где рыли могилу, а тем временем, пока о. Иоанн облачался, готовясь к отпеванию, к нему подошла дочь Киселева, Валентина, которой в ту пору было 11 лет. Церковь в селе закрыли ещё до её рождения, в окрестных селах так же не было ни одного действующего храма, так что священника «живьем» Вале никогда видеть не привелось, а потому рассматривала она его с жадным детским любопытством. Запомнилась ей митра на голове и наперсный крест, украшенный зелеными и фиолетовыми каменьями. Заметив этот наивный интерес, старый священник спросил Валю:
- Ты крещена?
Она ответила, что нет.
- А хочешь креститься?
- Ну, если мама разрешит…

Мама разрешила. Весть о том, что привезенный Киселевым священник хочет крестить девочку, мигом облетела все село. Нашлись и другие желающие приобщить детей к вере Христовой. Так и вышло, что прежде отпевания покойника, о. Иоанн в доме Дорофеевых с согласия родителей окрестил с десяток детей разного возраста. 7

По сведениям товарища уполномоченного

Коломна. Старая открытка

Коломна. Старая открытка

О положении дел в церкви и вокруг неё в 40-60 годы прошлого века очень красноречиво говорят фрагменты документов уполномоченного «Совета по делам русской православной церкви»8 при Совете министров СССР по Москве и Московской области Алексея Алексеевича Трушина.

Перед Пасхой 1945 года, выпадавшей на 6 мая, по представлению товарища Трушина Исполнительный комитет московского областного Совета депутатов под грифом «секретно» 12.04.1945 разослал районным Исполкомам инструкцию, с требованием собрать данные о посещаемости церквей, с указанием в процентах к общему количеству женщин, мужчин и молодежи. 9

Исполнительный комитет коломенского городского совета депутатов 8.05.1945 рапортовал: «В г. Коломна во время празднования религиозного праздника Пасха всего присутствовало 3.500 человек. Из них женщин 80%, мужчин 10%, молодежи и подростков 10%». Спустя неделю председатель коломенского Райисполкома товарищ Каневский отправил сообщение о том, в день Пасхи церковную службу в селе Черкизово посетили 2.700 -2.800 человек. Из них женщин 65%, мужчин 5%, молодежи 30%. 10

В своих регулярных обозрениях церковной жизни в Подмосковье и Москве, А.А. Трушин отмечал, что перед Пасхой святить куличи родители посылают детей. Тоже наблюдается и на Крещение, когда за освященной водой приходят дети. В последние дни августа регулярно наблюдался приток в храмы студентов и школьников, причащавшихся и бравших благословение на новый учебный год. А вскоре эти наблюдения товарища уполномоченного получили весьма весомое подтверждение, когда две коломенские школьницы умудрились переполошить важных партийных чиновников. Девочки отправили в высокие партийные инстанции письмо, в котором заявляли, что хотят принять монашеский постриг, и спрашивали, есть ли в СССР женские монастыри, а если есть, то с какого возраста в них принимают.

Что тут началось! Полетели телеграммы со строгими указаниями: «Заведующему отделом пропаганды и агитации МК КПСС тов. Моровину Ф.И., копия председателю совета по делам РПЦ при Совмине СССР Карпову Г.Г. от уполномоченного Совета Трушина А.А.

В порядке информации сообщаю вам, что в последнее время из города Коломны поступило за подписью Лисиновой и Лебедевой, которые видимо собираясь поступать в монастырь, настойчиво просят сообщить им, где имеются женские монастыри и с каких лет туда принимают.

Проверкой установлено, что по указанному обратному адресу в Коломне – ул. Посадская 22 – проживает гражданка Лисина Раиса Васильевна 1937 года рождения, ученица 9 класса школы №22. Что касается Лебедевой, то дополнительных сведений на неё не имеется. Однако по содержанию письма можно предположить, что Лебедева учится вместе с Лисиной в одном классе или является её близкой подругой по школе» 11

От уполномоченного по делам церкви Трушина в Коломну пошел запрос: «Секретно. Председателю коломенского горсовета тов. Бордыленок Н.А.

По встретившейся необходимости просим вас сообщить полные установочные данные на гражданок Лисинову Раису и Лебедеву, проживающих по адресу: г. Коломна, ул. Посадская 22. В установочных данных отразить: полные имена и отчества, годы и места рождения, кем и где работают или где учатся. Если возможно, сообщите и другие данные характеризующие их личности. Трушин А.А.»

9 апреля 1955 года Уполномоченному Совета по делам РПЦ при Совмине СССР по Москве и Московской области тов. Трушину: «На ваш запрос от 5 марта 1955 года Исполком коломенского Горсовета сообщает, что гражданка Лисинова Раиса Васильевна родилась в 1937 году, в г. Коломна. В настоящее время учится в 9 классе школы № 22. Проживает с матерью, которая нигде не работает, а занимается домашним хозяйством. Брат Лисиновой Раисы – Анатолий Васильевич Лисинов – служит в рядах Советской армии. Отец погиб на фронте Великой Отечественной войны.

Что касается Лебедевой, то ничего сообщить не можем, так как по указанному адресу она не проживает и в Коломне нигде не зарегистрирована. Предисполком Горсовета Бордыленок Н.А». 12

Чем закончилась история противостояния двух школьниц и идеологического аппарата коммунистической партии, из архива уполномоченного по делам церкви, к сожалению, не усматривается. Ни о Лисиной, ни о Лебедевой речь больше не заходила. Поражает нервная реакция, суетливость обличенных чинами и званиями людей, перепуганных четным до наивности вопросом верующих девчонок.

* * *

8 - Создан в 1943 году.

9 - ЦГАМО ф.7383 оп.1 д. 6.

10 - В черкизовском храме службы возобновили в 1944 году. Цераковь в Черкизове не закрывали, но после смерти служившего в ней священника несколько лет служить было просто некому. В 1944 году на этот приход был назначен отбывавший срок в лагерях о. Павел Тихвинский, который служил в Черкизово до выхода на пенсию в 1951 году. (По материалам А.А. Трушина).

11 - ЦГАМО ф.7383 оп.1 д. 35 страница дела № 51.

12 - ЦГАМО ф.7383 оп.1 д. 36.

13 - ЦГАМО ф.7383 оп. 1 д. 41.

Желание стать монахинями возникло у Лисиновой и Лебедевой совсем не вдруг и не сразу. Дело в том, что в Коломне на приходе Богоявленской церкви большое внимание уделялось занятиям с молодежью. Вот и товарищ Трушин в своем докладе фиксирует этот факт: «Московская патриархия в лице управляющего московской епархией митрополита Николая (Ярушина) и архимандрита Макария в течение 1956 года принимали все меры для укрепления церковной обстановки в г. Москве и области.

В 1956 году служители культа и церковники пытались активизировать церковную деятельность по разным направлениям и расширить свое влияние на население.

Например, значительно активизировалась деятельность церкви в г. Коломне. Её настоятель протоиерей Ковальский чаще стал выступать с проповедями, в которых призывает верующих не забывать церковь. Им создан был дополнительный хор певчих их девочек школьного возраста. Увеличен штат служителей культа, которых протоиерей Ковальский обязывает чаще практиковать выезды для исполнения треб на дому у верующих. Отремонтировали здание церкви и оборудовали отдельную крестильню. По некоторым сведениям известно, что в настоящее время значительно увеличилось посещение храма, как в «простые» дни так и в дни религиозных праздников. Больше стали исполнять религиозных обрядов крещения. Во втором полугодии прошлого 1956 года отмечены несколько случаев крещения взрослых, чего раньше не наблюдалось». 13

Советская Коломна

Советская Коломна

Из среды советских людей

Особую заботу товарища Трушина вызывали молодые священники, из числа тех, кто был рожден уже в советское время. Вот, что пишет Трушин в своем докладе: «Необходимо отметить, что, когда московской патриархией назначаются молодые, вновь рукоположенные священники из числа окончивших московскую духовную семинарию, заметно возрастает активность приходов. 14

Наши местные органы порою этого не замечают, и дают возможность служителям культа широко использовать свое влияние на окружающее население. Так, например, в октябре 1950 священник Сорокин был назначен настоятелем церкви Алтуфьево-Лианозово Краснополянского района М.О.

В прошлом Сорокин сын служащего. В 1940 году окончил среднюю школу в Коломне. С 1941 по 1945 годы служил в Красной армии, а в 1946 году поступил в московскую духовную семинарию. Окончил курс в 1950 году, и был рукоположен в сан священника. До поступления Сорокина на приход в Алтуфьево-Лианозово прежде было заметно падение интереса граждан к религии и церкви даже среди части верующих. Служба в местной церкви велась только по воскресным и праздничным дням, и посещаемость этих служб неуклонно падала. С приходом Сорокина на должность настоятеля ситуация в корне поменялась. В течение четырех первых месяцев священник Сорокин провел большую работу, направленную на укрепление влияния церкви. Служить в церкви стали каждый день, чаще стали произноситься проповеди, в которых Сорокин призывал прихожан чаще бывать в церкви. Он создал хороший хор, пригласив для этой цели нескольких певчих из числа учащихся в семинарии. Обещал снизить стоимость свечей и отменить плату за требы. В короткий срок он побывал во всех домах прихода, служа молебны и отправляя другие требы. Пришел даже на квартиру секретаря партийной организации колхоза «Красная нива» тов. Вавилина, и не смотря на протесты последнего, отслужил молебен, настойчиво предлагая тов. Вавилину приложиться к кресту.

В результате такой активности священника Сорокина посещаемость церкви в Алтуфьево-Лианозово значительно увеличилась, среди верующих появилось много молодёжи. Когда по представлению Совета по делам РПЦ патриархия уволила Сорокина за штат, то верующие с его прихода выразили протест, требуя возвращения священника. Бросив работу в колхозе, прихожане собрались возле церкви и составив петицию в патриархию, по форме являвшуюся жалобой, которую подписали более семисот человек. С этой бумагой делегация из 20 человек отправилась в Москву, и явившись в патриархию подала её на рассмотрения. Не добившись толку в патриархии делегация с ходатайством о возвращении священника Сорокина на приход посетила канцелярию уполномоченного Совета по делам РПЦ. На приеме представители общины всячески восхваляли священника Сорокина, говоря, что он сумел завоевать их доверие своим отношением и службой.

После поездки в Москву ситуация в Лианозова не успокоилась и пять дней к ряду продолжались собрания возле церкви, где собирались дополнительные подписи под обращением к церковным и светским властям, содержавшим требования вернуть священника Сорокина на лианозовский приход. Для «умиротворения» прихода патриархия направила своего представителя, священника Преображенского, по словам которого: « Весть о моем прибытии разнеслась как молния по всей округе и за какие-то 30-40 минут возле церкви собралось до восьмисот человек. Люди требовали вернуть священника Сорокина, говоря, что он хороший проповедник, создал хор, снизил таксу за требы и свечи, привлекает в храм молодежь». 15

14 - Семинария возродилась в 1945 году.

15 - ЦГАМО ф.7383 оп.1 д. 27.

16 - ЦГАМО ф.7383 оп. 1 д. 41.

* * *

Требования верующих удовлетворены не были, и любимого священника не вернули. Но и за штатом о. Владимир оставался не долго. Он получил назначение в церковь Николо-Железновского Погоста в Клинском районе Подмосковья. На этом месте молодой священник остался верен себе, и сумел в короткий срок стать любимцем верующих. Его самоотверженное служение оборвала рука убийцы. В апреле 1956 года, в середине страстной недели о. Владимира застрелили через окно церковной сторожки, в которой он квартировал. По этому делу были арестованы священник, потом дьякон, но обоих отпустили. Кто убил батюшку, так до сих пор и неизвестно. В делах Трушина об этом сказано скупо:

«Весть об убийстве 29 апреля 1956 года священника Сорокина всколыхнула массу верующих. С мая 1956 года резко увеличился приток посетителей церкви. В день проводов тела священника Сорокина в Москву в церкви и около неё собралось несколько тысяч человек. Даже до настоящего времени (7 февраля 1957 года) почитатели священника Сорокина приезжают в Москву и посещают церковь Даниловского кладбища, где похоронен священник Сорокин». 16

Попытка добраться до сути вопроса

Советская Коломна

Советская Коломна

17 - ЦГАМО ф.7383 оп.1 д. 42.

18 - ЦГАМО ф.7383 оп.1 д. 44.

19 - Там же.

20 - Там же.

21 - Газета « Коломенская правда» №62 от 27 марта 1960 года В.Бобров «О великом посте и клубной работе».

В декабре 1957 года, при подготовке материалов конференции уполномоченных по делам Русской Православной церкви, которая должна была состояться в феврале 1958 года, Алексею Алексеевичу Трушину поручено было проанализировать ряд вопросов, связанных с вопросами духовного образования. В частности говорилось следующее: «За последние годы значительно увеличился приток лиц желающих учиться в духовных семинариях. Особенно заметно это среди молодых людей, поступающих в семинарии прямо со школьной скамьи. Следует глубже изучить состав учащихся в семинариях и подающих заявления о поступлении, хотя и не принятых. Необходимо дать характеристику явлению, досконально выяснив вопрос: кто и почему идет учиться в духовные семинарии?». 17

В докладе А.А. Трушина «О деятельности духовных учебных заведений» содержится попытка анализа состава студенчества и абитуриентов семинарии, сформированной в 1945 году на базе двухлетних богословских курсов и богословского института. За семь последующих лет в семинарии обучались 173 человека.

В возрасте от 20 до 25 лет - 73 студента; от 25 до 30 лет – 73 студента; от 30 до 35 лет - 26 студентов; от 35 до 40 лет – 4; студента; от 40 до 45 лет – 3 студента. Таким образом, основную массу учащихся (80%) составляют лица в возрасте до 30 лет. По социальному происхождению студенты семинарии делились так: происходившие из рабочих – 40 человек (24%), из служащих 30 человек (18%), из крестьян 83 человека (43%) из семей служителей культа 26 человек (18%).

Свидетельства об окончании менее 7 классов школы имели 23 человека, аттестаты об окончании от 7 до 10 классов 111 человек, аттестаты о среднем образовании – 32 человека, дипломы о высшем образовании – 13 человек.

До поступления в семинарию 36 человек работали на производстве; 21 человек служил в госучреждениях; 42 учились в школе и различных средних и высших учебных заведениях; 13 человек служили в Советской армии; 15 человек были инженерно-техническими работниками; 5 преподавали в учебных заведениях; 3 работали в колхозе; 37 человек служители культа; 8 человек не имели определенных занятий.

Далее товарищ уполномоченный приводит в своем докладе рассуждения, показывающие полную его беспомощность в попытке понять мотивацию поступков советских граждан поступавших в семинарию: «Кто идет в духовные учебные заведения приведенная выше статистика позволяет выяснить вполне ясно. На вопрос же почему эти люди идут учиться в духовные учебные заведения ответить гораздо сложнее. Сами поступающие на этот вопрос отвечают просто: «решил посвятить себя служению церкви», «хочу служить церкви», «дал зарок служить Богу в церкви» и т.д.. Мне кажется, что подавляющее число поступающих попадают в эти учебные заведения в результате вербовочной работы, производимой церковниками». 18

Предлагались и меры противодействия: «Дабы уменьшить число учащихся, со всеми абитуриентами, подавшими прошения о допуске к вступительным экзаменам в семинарию, провели работу на местах. В результате при 101 поданном заявлении на экзамен явились 51 человек. Поступили 47 (четверо не выдержали экзамен)».

В докладе же секретарю МК КПСС тов. Демидову П.Н. тов. Трушин указывал на следующие факты: «Активизация церковной деятельности наблюдается, как правило, в тех приходах, где служит молодое духовенство. В настоящее время в Москве и области служит 170 служителей культа окончивших семинарию, имеющих светское среднее и даже высшее образование. В большинстве своем это лица не старше 35 лет, и они составляют наиболее активную часть приходского духовенства. При этом отмечается новое явление – усиление работы с детьми и молодежью. В своих проповедях священники неустанно напоминают о необходимости водить детей в церковь, учить их молитвам. Некоторые служители культа, проводя работу с верующими, встречают детей у входа в храм перед службой, ласково с ними разговаривают, гладят по головам, хвалят за то, что те пришли на службу. У детей школьного возраста спрашивают об успехах в учебе, о том слушаются ли родителей и как вообще ладят с домашними». 19 В качестве примера Трушин привел деятельность священника одного из коломенских приходов: « Священник церкви села Черкизово в Коломенском районе Брысаев в одной из своих проповедей призвал верующих обратить внимание на воспитание детей, чаще напоминать им о существовании Бога, необходимости почитания родителей и старших.

В той же проповеди он говори о том, что нынешнее поколение из-за плохого воспитания к 14-15 возрасту становятся грубыми и дерзкими, а получается так потому, что в семье теперь не прививают с детства кротость, смирение и страх перед Богом». 20 Ещё один характерный штришок советской жизни зафиксировала районная газета, опубликовавшая заметку «О великом посте и клубной работе». Говорилось в ней о том, что в сельском клубе пановского отделения совхоза «Коломенский» на показ фильма, который в городе пользовался громадным успехом, народ не пришел. На вопрос корреспондента, отчего так мало зрителей, завклубом и библиотекарь Николай Лаврентьевич Черепникин отвечал просто: «Так Великий же пост, вся молодежь по домам сидит. С работы придут, и никуда не выходят. Может и хотели бы пойти, но родителей боятся и осуждения соседей». 21

К тому времени уж без малого полвека у власти были активные атеисты, старавшиеся воспитать «нового человека». Но как-то у них не очень получалось.

Советская Коломна

Советская Коломна

* * *

Намерения атеистов «искоренить Бога» в России провалились. Вера в душах людей сохранилась. Традиции и знания смогли передать новым поколениям. Но сражение атеистов и верующих не прекращено, и сегодня, как и в прошлые годы, главными объектами атак пропагандирующих неверие остаются дети и юношество. Вселяет оптимизм то, что теперь молодые люди сами способны разобраться в ситуации. Двери храмов открыты, любая информация доступна. Нужно иметь лишь желание. Должна возникнуть потребность. И ни в коем случае нельзя понуждать к вере. «Поротно» и «побатальонно» такие вопросы как формирование духовных запросов не решаются. За шиворот в царствие небесное никого не втащишь. Семя, упавшее на добрую почву непременно прорастет. Надо только не оставлять попыток «рыхлить целину душ», быть терпеливыми и настойчивыми, не ожидая немедленного успеха.

Автор статьи: Ярхо В. А.

Возврат к списку