ул. Октябрьская
тел./факс: +7(496) 613-9993
E-mail: hram1891@mail.ru

ул. Октябрьская тел./факс: +7(496) 613-9993 E-mail: hram1891@mail.ru

Русский Патриархат. Московская епархия. Коломенское благочиние

Интервью

Андрей Егоров

Обретение мощей преп. Савватия, преп. Нектария и преп. Евфросина Тверских.
Беседа с настоятелем Знаменской церкви, прот. Андреем Егоровым.

Савватьева пустынь – одна из древнейших на Тверской земле, основана преп. Савватием Оршинским. В наши дни традиция почитания святого возрождается, на день памяти преп. Савватия съезжаются многочисленные паломники из Твери и других городов. Что мы знаем о преп. Савватии? Он пришел в Тверь из Иерусалима и принес собой поклонный Крест с частицей Животворящего Креста Господня. Также несомненна его связь с монастырями Синая, поскольку преп. Савватий был в числе восточных иноков, которые в 1390 г. принесли в Москву икону «Неопалимая купина», доселе неизвестную на Руси. Иконописные традиции этого образа восходили к Синаю и монастырю преп. Саввы Освященного. Преп. Савватий поставил первый на Руси храм, посвященный иконе «Неопалимая купина», в течение трех столетий других храмов с подобным посвящением не было. Преп. Савватий был аскететом-исихастом, носил каменные вериги, общий вес которых около 25 килограмм, ходил босиком. Этот обычай он, вероятно, принес с Востока. Монастырь жил по скитскому уставу преп. Савватия (до нас дошел список 15 в.), монахи молились по кельям, собираясь только на Всенощное бдение (то есть суточное богослужение, которое не прерывалось на сон), 2 раза в неделю – со вторника на среду и под воскресение. Многие подвижники того времени (преп. Савва Вишерский, свт. Варсанофий Тверской, преп. Зосима Клинский и другие) приходили к нему за духовным советом. Монастырь был связан со школой свт. Арсения Тверского, который руководил перепиской книг и рукописей. Монастырь стал заметным книжным центром, который привлекал любителей мудрости, таких, например, как преп. Иосиф Волоцкий (он посетил монастырь дважды), или его племянник, инок Досифей Топорков, который, скорее всего, остался в Савватиевой пустыни и был тут похоронен. Досифей Топорков – один из самых известных книжников и просвещенных людей своего времени, автор «Хронографа» и «Волоколамского патерика». Сотни лет мощи преп. Савватия оставались под спудом и были обретены уже в наши дни. Вместе с мощами преп. Савватия обрели мощи и его ближайших учеников – преп. Ефросина и преп. Нектария. Знаменская церковь Савватьевой пустыни была очень маленькой. В связи с увеличением числа прихожан было решено расширить храм. В ходе работ был обнаружен белокаменный саркофаг и еще 12 захоронений. Ученые датировали находку 15 в., на данный момент не найдено ни одного подобного монашеского захоронения. Одновременно, святые стали проявлять свое духовное присутствие, люди получают исцеления и утешения от святых. Об обстоятельствах обретения мощей, случаях чудесного исцеления и истории Савватьевой пустыни мы беседуем с настоятелем Знаменской церкви, прот. Андреем Егоровым.

Савватьева пустынь близ г. Твери. Знаменская церковь.

К.E. (Ксения Ермишина): О. Андрей, расскажите, пожалуйста, как произошло обретение мощей святых. В Твери также обсуждают чудесные истории явлений преп. Савватия и то, что в храме были обнаружены некие следы. Что это за история со следами?

А.Е.(Прот. Андрей Егоров): Начну свой рассказ о том, как были обнаружены следы. Это произошло в июне 2018 г. В субботу мы по обычаю служим всенощное бдение. Накануне, в пятницу, когда все ушли, наш сторож Алексей все убрал, вымыл, вытер, подготовил храм к богослужению и пошел в сторожку. Там он смотрел в камеры наблюдения и не заметил ничего необычного. Утром он открыл храм, спустился к мощам и увидел какие-то пятна. Он был в недоумении – откуда взялись пятна, он ведь убрал вечером. Присмотрелся – это не пятна, это следы, отпечатки стоп. Он решил, что это искушение и не стал никому говорить. Утром мы помолились по обычаю в алтаре, прочитали канон Троице, осталось буквально 5 минут до литургии и я подумал: «пойду к мощам, помолюсь, свечку поставлю». Никогда я так не делал, потому что мне некогда обычно. И вот я беру свечку, пошел и смотрю: следы! Как странно. Босиком у нас никто не ходит, надо сказать! Следы идут вверх, на выход – в храме есть лестница у бокового предела, которая спускается в нижнее помещение, к мощам. Следы были на этой лестнице. Мы вызвали полицию, чтобы снять отпечатки. Я спрашивал у криминалистов о следах, мне показали снимки, и я увидел характерные отпечатками стоп, «рисунок» отпечатка пальцев. Мне подтвердили, что это отпечатки человеческой стопы. Меня прашивали: «ничего у вас не пропало?». Я говорю: «ничего у нас не пропало, у нас появилось, наоборот то, чего не могло быть». Я задумался, в чем дело? Почему преп. Савватий оставил нам эти следы? И я интерпретировал это так, что мы только что закончили раскопки, обнаружили следы великого прошлого Савватьевой пустыни. Поэтому и преп. Савватий оставил нам эти следы, чтобы сказать нам: «молодцы! Вы на правильном пути». Но моя интерпретация событий была неправильная. Оказывается, в эту самую ночь, когда в храме появились следы, одной многодетной матери из Твери приснился сон. Старец берет ее за руку и переводит через дорогу к храму. Старец – в золотистом облачении, босиком. Он идут от храма, а пока шли – менялись вокруг времена года. Они вышли из лета, а вошли в зиму, хотя времени прошло минут 5. Листья опали, снег пошел, они заходят в храм, когда старец уже весь в белом облачении. А с ним – двое спутников, в черных иноческих облачениях. Его спутники говорили, что, мол, у нас дел много, надо то и другое сделать. Но старец ответил: «Нет, нужно ее довести», а после сказал: «Вот, теперь хорошо». В тот момент она еще не знала, что беременна. И вот все 9 месяцев из лета в зиму, преп. Савватий ее опекал своей молитвой. Она сказала, что таких легких родов у нее еще не было. В конце было одно искушение, так что была большая опасность для жизни ребенка, но все завершилось благополучно. На самом деле это далеко не первый раз, когда снился сон про старца в белом и двух монахов в черном облачении. Например, подобное случалось еще в 2012 г., когда во сне преп. Савватий назвал имена своих спутников – Нектарий и Фрόсин. В 2012 г. еще не были известны имена погребенных с ним монахов, его учеников, которых обнаружили в результате археологических раскопок. Расскажу об этом случае, который имел место Великим Постом 2012 г., в неделю преп. Иоанна Лествичника. Это произошло с нашим прихожанином Михаилом. Он долго, более 10 лет болел, не мог ходить, не мог долго стоять. В одну ночь ему приснился сон: он лежит на полу, на животе, и видит – заходят трое, один в белом, двое в черном облачении. У того, кто в белом – в руке посох, и посох горит огнем, из него с шумом выходят сполохи огня. И старец окликнул одного из двоих: «Нектарий!» Михаил не знал этих имен, он далек от истории. Михаил подумал: «может быть и второго назовут по имени?». И старец назвал: «Фрόсий» (Фросий – это Евфросин, я тогда не знал, что такое сокращение имени существует). Старец подошел и дотронулся посохом до спины в двух местах – поясничный отдел и выше, между лопатками, и сказал: «тебе спасли ноги». И после этого Михаил проснулся здоровым. Сейчас он хорошо ходит, посещает храм. Такое исцеление, мгновенное, свидетельствует, что это не бесовское наваждение, а посещение Божие. Хотя, конечно, к снам надо относиться осторожно.

Преп. Савватий молится перед Крестом, принесенным из Иерусалима. Музей преп. Андрея Рублева (Москва).

КЕ: А как вы можете прокомментировать появление следов? Что это означает, как вы думаете?

А.Е. Вот видите – ходит! Что это может еще означать? Было же предание, что преп. Савватий ходит и все тут охраняет. Мы-то думали – летает, а он – ходит! Меня поразило больше другое, то, что мы обнаружили именно отпечатки. Мы думаем, что душа – бесформенна, вылетело такое облачко из тела. А тут – душа повторяет тело, вплоть до мельчайших деталей, получается? Это не легкое облачно, а что-то оформленное? Это какая-то тайна.

К.Е. Можно вспомнить житие кн. Владимира Ржевского. По преданию, он ходил и охранял свои владения. Поэтому ему каждый вечер к раке ставили новую пару сапог, которая к утру оказывалась изношенной. Один сапожник, городской мещанин, сказал: «что ему каждый день новые сапоги ставить!». И на следующий день сапоги были не тронуты. Святой стал ходить босиком, чтобы не смущать людей.

А.Е. Преп. Савватий ходил всегда босиком. На иконах его изображают босиком, например на житийной иконе, которая хранится в музее преп. Андрея Рублева в Москве. Кстати, это уникальная икона, таких нет больше в России, подобные иконы писали только на Балканах и то, краткий период времени. Еще подобную икону мы нашли в одной афонской рукописи. Это говорит о том, что иконописец был не русский, может быть, приглашенный. Значит, у монастыря были такие международные связи в то время. Так вот, эта икона изображает подробный, очень точный план монастыря со всеми постройками и скитами. Даже в сцене исхода души и погребения на этой иконе мы видим босые ноги у преп. Савватия. Есть в одной тверской рукописи этого периода ссылка на старца Савватия Босаго. Не наш ли это преп. Савватий?

К.Е. Расскажите, пожалуйста, про ход археологических раскопок. Это же было не только церковное, но и значительное научное событие? И как в ходе раскопок были обретены мощи святых?

Начало реставрационных работ в 2008 г. Тогда никто не подозревал, чем кончится расширение пределов Знаменского храма.

А.Е. В 2008 г. было решено расширить Знаменскую церковь. 20 августа 2009 г. в алтаре Знаменской церкви был обнаружен белокаменный саркофаг. В саркофагах хоронили только князей, а не монахов! По благословению архип. Виктора Тверского и Кашинского началось научное исследование находки. После раскопки возглавил А.М. Салимов, ведущий специалист по средневековой архитектуре. Были вскрыты фундаменты взорванного в советское время Сретенского собора и Никольской церкви с колокольней. Под фундаментами Знаменского храма в более ранних слоях были найдены остатки построек нач. 15 в. Что касается саркофага, то в нем были мощи, сначала подумали – преп. Савватия. Но потом выяснили, что это мощи преп. Евфосина. Около 1450 г. он исцелил умирающую Марию, дочь великого князя Тверского Бориса Александровича. Мария потом стала женой Великого князя Московского Ивана Васильевича III. Поэтому преп. Евфросин был похоронен с княжескими почестями. Согласно исследованиям – преп. Ефросин самый старый инок, он пережил Савватия на 30 лет. Это был глубокий старик княжеского рода. По останкам видно, что он был огромный богатырь, его кулак – как гиря. Очень физически развитый, скорее всего – служилый, военный. На левой ноге у него – перелом со смещением, после которого левая нога стала короче на 10 см. чем правая, кроме того, была повреждена шейка бедра. Мы предполагаем, что такие травмы он мог получить в бою, когда его придавила лошадь. Скорее всего, после этого он и ушел в монастырь.

А преп. Савватий оставался под фундаментом, и его в тот раз не взяли. По правилам археологи раскопки не могут остановиться, пока археологи не дойдут до материка. Но раскопки были остановлены фундаментом. Мощи преп. Савватия достали позже, Так, получилось что у нас были мощи двух монахов. Учитывая, что они лежали тут с 15 в., да еще и в сыром песчаном грунте, это само по себе уже чудо. При обычных условиях останки в такой почве не сохраняются. Одни мощи были в саркофаге, одни рядом с ним и еще одни – под саркофагом. Тот, кто был под саркофагом, был завернут в саван, похоронен иначе, чем принято было хоронить на Руси, у него даже руки лежали не по русскому, а по греческому обычаю. Мы подумали, что именно эти мощи в саване принадлежат преп. Савватию, но это оказалось не так. Выяснилось, что мощи принадлежат его любимому ученику, преп. Нектарию. Остались сведения, что любимый ученик завещал, чтобы его похоронили в саване рядом с учителем. Потом экспертиза установила, что в двух захоронениях лежат родные братья. У них шейные позвонки имеют уникальную аномалию – нарост на позвонке. И у двоих – есть эта аномалия, которая столь редка, что может быть только у родных по крови. Проводил экспертизу проф. Андрей Зиновьев, прекрасный специалист. По возрасту мощи принадлежат не отцу и сыну, поэтому сделали вывод, что они – родные братья. Итак, в могиле – родной брат преп. Савватия, что подтверждает предание, которое из поколения в поколение передавали местные бабушки.

К.Е. Вот, значит, все-таки надо верить местным благочестивым бабушкам!

А.Е. Да, бабушки утверждали, что у преп. Савватия был родной брат, живший вместе с ним. Бабушки слышали отголоски древних преданий, которое потом трансформировалось, искажалось. Бабушки говорили, что все приходящие к преп. Савватию были его братьями. И мы с дерзновением смеем утверждать, что это – мощи св. Нектария Тверского, основателя Нектариевой пустыни. В Синодике Савватьева монастыря, который сохранился с дореволюционных времен, вписаны имена двух святых – препп. Савватий и Нектарий. После этого мощи двух святых (я уже упомянул, что преп. Савватия достали позже) забрали на дополнительную экспертизу, но вернули их нам на престольный праздник, 10 декабря 2009 г. на Знамение Пресвятой Богородицы. Мощи долго не возвращали, отодвигая срок. Для экспертизы нужен только 1 день, а они держали мощи несколько месяцев. Так действует промысел Божий. Комиссии должны были заплатить деньги от губернатора, но он денег не дал, преп. Савватий не дал пропариться губернатору на этом святом деле. Губернатор все сомневался, мощи ли это преп. Савватия, или нет. Кстати, потом выяснилось, что мощей Савватия там как раз и не было, Савватий лежал под фундаментом еще тогда. Комиссия ждет обещанных денег, а их все нет! И вот, отчаявшись, они позвонили накануне престольного праздника (они, конечно, не знали, что это престольный праздник) и говорят: «привезем вам мощи». Мощи мы встречали после праздничной службы. Для мощей мы подготовили деревянные раки. Тогда я не знал, как быть с мощами, как их встречать и что положено делать. Нам помог о. Владимир Краснов из Крыма, который был при обретении мощей свт. Луки Войно-Ясенецкого. Тогда мы, под его руководством, приготовили чаши со святой водой, растворенной с благовониями и миром, как он нам подсказал. Все закончилось за полночь, хотя мощи привезли в 3 часа дня. Никто не разошелся после службы, все прихожане ждали. Так, на престольный праздник нам сделали такой подарок! Потом эту воду, красноватую от мира и благовоний, мы долго раздавали. Были даже исцеления.

Потом нас в течение долгого времени спрашивали, чьи это мощи? Но прошло ведь почти 600 лет, как это можно определить? И вот, наконец, были обретены и третьи мощи (преп. Савватия), проведена новая экспертиза, а мы так и не знали – кто есть кто. Помог «случай». Великим постом 2015 г. приходят ко мне две женщины, прихожанки храма «Всех Скорбящих радостей» г. Твери. Они ухаживали за бабой Маней (Мария Голяткина, именно она в 2000 г. указала место засыпанного богоборцами колодца преп. Савватия), которая жила при пустыни и была хранительницей этого места. Они ухаживали за ней до смерти в 2007 г., когда еще никто не собирался проводить раскопки. И женщины передали, что баба Маня говорила перед смертью, что преп. Савватий к ней приходил и сказал: «меня узнаете по кресту». И тут я чуть на пол не присел, только благодать Святого Причастия меня удержала. У одного из святых на голове, на черепе, был крест. Откуда женщины это узнали? Они не могли это знать!

Первоначально обретенные мощи хранились в деревянных раках. Раки стоят под житийной иконой преп. Савватия. Подобные иконы писали только на Афоне и на Балканах.

Колодец преп. Савватия в ближней пустыньке

К.Е. То есть у одного из святых была деформация черепа?

А.Е. Нет, не деформация, это крест на черепе, такая анатомия черепа. Обычный череп состоит из лобной части и целиковой, которые сзади срастаются и образуют три лучика – срастаются в одну точку. А у преп. Савватия – лобная часть разделена, она не цельная, получается крест на черепе. Если берем череп, то под прямом углом видим крест. Это редкий феномен, но так бывает, что подтвердил мне один антрополог. Эта информация приходит к нам в тот момент, когда мы стараемся опознать мощи святого, понять – кто есть кто. Владыка требовал: «мне 99 % уверенности не пойдет, мне надо полную уверенность, что это преп. Савватий». А я ему ответил: «100% на лбу должно быть написано». И вот и оказалось, что именно так – написано на лбу. Но это не наука, это скорее мистика. Поэтому Владыка принял правильное решение – мощи положить под спудом, как они и были. Сейчас мощи лежат в саркофаге каменном, мы их иногда приоткрываем, смотрим, все ли в порядке, сохраняем правильный температурный режим, сделана специальная вентиляция. Мощи ведь тоже портятся, если их достать из грунта и неправильно хранить. Сейчас все трое святых лежат вместе в одном саркофаге, а внутри три гроба. Преп. Савватия положили слева, преп. Нектария – справа, сверху – преп. Ефросин, как это и было раньше.

К.Е. А как вообще преп. Савватий, пришелец с Востока, попал в тверские леса?

А.Е. С какой стати он пришел на Оршинское болото, самое большое в Восточной Европе? Это интересный вопрос. На иконах его пишут под пальмами – экзотической растительностью, какую не изображают на иконах русских святых. Мы думаем, что он пришел в свите митр. Киприана Московского. Именно в этот период святитель появляется в Москве с огромной свитой, а потом дважды посещает Тверь, причем в одном и том же году Почему же он дважды ездил в Тверь? Ведь он только-только утвердился в Москве! В то время в Твери был князь Михаил Тверской, внук того самого св. кн. Михаила Тверского страстотерпца, убитого в Орде. Его внук, кн. Михаил, приглашает свт. Киприана в Тверь. Причины были отчасти и политические, кроме того князь и святитель имели близкие, даже дружеские отношения. В Москве тогда было неспокойно и свт. Киприану нужен был такой «запасной аэродром» в случае гонений. И Тверь свт. Киприана принимала и охраняла. Князь Михаил пригласил его, потому что у него были недопонимания с местным епископом Евфимием, которые он хотел разрешить с помощью Московского митрополита. Он устроил свт. Киприану шикарную встречу – в первый раз его встречали за несколько верст от города и устроили пир. Они там ночевали и двинулись снова в путь, а на подступах к Твери устраивают второй пир, еще больше. Потом он приезжает в саму Тверь, и устраивают уже пир на весь мир, который продолжается несколько дней. И в конце этого пира, когда одарили от княжеских щедрот всех – и бедных, и богатых, раздали подарки, князь просит святителя: «поставь мне епископом Арсения!», того самого будущего Арсения Тверского чудотворца. Он был архидьяконом у свт. Киприана, близкий ему человек. Тот не отказал, и поставил Арсения епископом Твери. А в Тверь со свт. Киприаном приехала огромная процессия, только митрополитов греческих приехало два человека, греческие архимандриты и простые монахи даже не упоминаются. В составе делегации был и преп. Стефан Пермский, просветитель зырян. То есть с ним прибыло огромное количество образованных греков и лучших русских книжников. Зачем свт. Киприан их взял с собой? Затем, чтобы они тут вводили Иерусалимский устав, ему нужны были образованные, энергичные люди, которые знали этот устав. Вот так тут оказался и преп. Савватий. В Твери был основан монастырь в честь Саввы Освященного, это был образцово-показательный монастырь, где практиковался Иерусалимский устав. Монахи с Востока утверждали новый устав, показывая пример святой жизни и утверждая его своим авторитетом. Вот как делали дела в то время, а не как потом получилось у патриарха Никона, который вместо реформы устроил расколол. Во времена свт. Киприана, который менял целый устав церкви, а не делал, как Никон, книжную справу, просто не было никаких директив. Показывали пример, всем нравилось, и потом его перенимали. Иерусалимские монахи и монахи монастыря св. Саввы Освященного на Синае нужны были, потому что Иерусалимский устав и был уставом Лавры св. Саввы Освященного. Преп. Савватий по своей любви к пустынной жизни, уединению, молитве, ушел из шумного города в тверские леса. Так и образовалась Саватьева пустынь.

Пещера преп. Савватия – один из скитов пустыни, где жил преподобный. В советское время пещеру обрушили, но почитание святого места не смогли остановить.

К.Е. Так что место у вас тут чудесное! Столько связей с историей России, а не просто с местными преданиями.

1 Записи хора Знаменской церкви можно послушать в социальной сети ВКонтакте, группа «Саватьева пустынь»

А.Е. У нас самое большое чудо – это знаменный роспев. Мы когда начинали возрождать церковь, решили петь по древнерусским уставам. Так что я даже шучу, что наши прихожане и не знают, что есть еще какой-то другой роспев, они знают только древний, уставный, а если услышат партес, удивятся1. Сейчас уже проведены раскопки старинного Сретенского собора, полностью открыт фундамент, найдено много старинных артефактов, например, только монет более 50, начиная с кон. 14 в. Собор взорвали в 1936 г., а в 1934 г. здесь работала экспедиция из музея архитектуры им. Щусева, и сделала обмерные чертежи. Так что теоретически мы могли бы восстановить этот собор один в один, фундамент у нас есть и размеры есть. Хотя это будет просто огромное сооружение.

Археологические раскопки на месте Сретенского собора.

Интервью подготовила
К. Б. Ермишина

Возврат к списку