ул. Октябрьская, д.3
тел./факс: +7(496) 613-9993
E-mail: hram1891@mail.ru

ул. Октябрьская тел./факс: +7(496) 613-9993 E-mail: hram1891@mail.ru

Коломенская епархия
Московской митрополии
Русской Православной церкви

Коломна. Страницы истории

БОГАТСТВО ЗОЛОТОГО СЕРДЦА

Коломенский кремль. Конец 19 века

Михаило-Архангельский храм. Советские годы

С История Михайло-Архангельского церковного прихода теряется во тьме веков. Из сохранившихся документов известно, что храм с двумя приходами - во имя Собора Архистратига Михаила и во имя Чуда Архистратига Михаила – существовали в Коломне ещё в 15 веке. Этот приход пришел в запустение в Смутное время, когда через Коломну прокатилось несколько волн нашествий разных сил, которых объединяло одно – бесцеремонность в обращении с горожанами и их имуществом. После этого разорения о приходской жизни на месте прихода Архангельской церквей не было известий век с лишком, и только в начале 18-го столетия «иждивением приходских людей» была отстроена каменная Михайло-Архангельская церковь с приделом Трех Святителей. Но каков был этот храм, кто в нем служил, и каковы были его прихожане, сведений не сохранилось. Первые факты приходской жизни можно отследить в событиях, относящихся уже к исходу 18-го столетия, когда прихожанами Михайло-Архангельской церкви стали несколько богатых купеческих семейств, отстроивших невдалеке от церкви свои богатые усадьбы. С той поры неизменной традицией остается благотворительность прихожан, которые неоднократно перестраивали и благоукрашали свой храм.

* * *

На рубеже 20-го столетия эту эстафету принял далеко не самый богатый и не больно-то изощренно образованный коломенский житель, сумевший запечатлеть свое имя в веках, не прилагая к тому каких-то необыкновенных усилий. Для таких, как Иван Александрович Постников, делать дело честно и творить добро являлось душевной потребностью, и он просто следовал этим позывам своей души.

Благородством происхождения господин Постников отнюдь не блистал, а потому приписан был к коломенскому мещанскому сословию. Учился в местном уездном училище, где окончил полный четырехлетний курс. Женился он довольно поздно, только после того, как «крепко встал на ноги», когда было ему уже под тридцать лет. «Приобретя состоятельность», он посватал уроженку деревни Бобренево Марию Фёдоровну Рыбакову, происходившую из рода известных коломенских фабрикантов. Родились у них дети: 30 августа 1885 года - дочь Любовь, 16 марта 1887 года - сын Николай, а 24 апреля 1894 года явилась на свет младшенькая Елизавета.

1 Скорее всего мазуте

2 Тонкая жесткая прозрачная шелковая ткань

3 Крэш-шелк – ткань «с жатой поверхностью», эффект мятой ткани

Владел Иван Александрович двумя домами в Коломне, в одном из них размещалась принадлежавшая ему небольшая шелкокрутильная фабрика, а в другом жил владелец с семейством. Фабрика была оснащена двигателем, работавшем на нефтепродуктах 1 мощностью 25 лошадиных сил. Двигатель приводил в движение 20 механических станков, а ещё 20 станков были ручными. На фабрике работали 30 человек, которые на механических станках вырабатывали 75.000 аршин шелка-суровца 2, а на ручных 12.000 аршин краш-шелка 3, что приносило владельцу около 22 тысяч рублей.

На фоне иных «коломенских Крезов» его состояние не выглядело каким-то уже особенно выдающимся. Был Постников самым обычным, традиционным коломенским промышленником, отличаясь от остальных своих собратий разве, что честностью и щепетильной порядочностью. Видно это из тех выборных должностей, которые он занимал, «будучи обличен доверием градского общества». Никогда не состоявший на государственной службе Иван Постников неоднократно «проходил по выборам» и избирался гласным городской думы, выборным депутатом коломенского мещанского общества, а также состоял председателем ревизионной комиссии того же общества. На рубеже 19 и 20 веков, уже завершавшего пятый десяток лет Ивана Александровича Постникова избрали старостой Михаила-Архангельского храма, и вот именно на этом посту особенно ярко проявилась широта его души.

* * *

Вскоре после избрания Постникова на должность старосты, при Архангельском храме было создано приходское попечительство во имя Казанской иконы Божией Матери, названное так по одному из храмовых приделов. Председателем этой благотворительной организации стал потомственный почетный гражданин В.С. Миляев – выходец из старинного коломенского купеческого рода. Попечительство начало свою деятельность 8 июля 1902 года, а уже в августе настоятель храма о. Панкратий Милославин подал преосвященному Парфению, епископу Можайскому и викарию Московскому, прошение о разрешении открыть при храме приходскую библиотеку. Судя по дальнейшему описанию, это был скорее книжный магазин, в котором собирались реализовывать издания московской Синодальной типографии и от отдела распространения духовно-нравственных книг при московском «Обществе любителей духовно- нравственного просвещения». Книги давались «на комиссию», т.е. на реализацию, с уступкой 15% в цене синодальной типографии и 10% «общества любителей духовно-нравственного просвещения». Проценты скидок и составляли предполагаемый доход затеваемой торговли. Кроме того, в том же магазине-библиотеке предполагали продавать картины религиозно- нравственного содержания, иконы и нательные крестики. Доход от торговли книгами, предметами церковного обихода и произведениями искусства предполагалось пускать на дела приходского попечительства. При магазине планировалось иметь читальный зал, в котором бы выдавалась литература «на прочёт». В прошении о. Панкратия указывалось, что саму книжную лавку и читальный зал при ней предполагали разместить в здании церковно-приходской школы, которую собирались открыть уже на другой год, а покуда: «временным складом для книг может служить небольшая светлая комната в притворе храма под колокольней». Реализовать эти планы удалось не сразу, поскольку само течение жизни внесло в них изменения.

4 Аршин – 71 см

* * *

В августе 1903 года произошло прославление преподобного Серафима Саровского Чудотворца, и это событие, найдя отклик в сердцах многих православных людей, сказалось в желании устроить в Архангельском храме придел во имя преподобного. В богослужении при освящении придела, помимо местного причта участвовали протоиерей Успенского собора Александр Лебедев, отправлявший о ту пору обязанности благочинного коломенского округа, соборный ключарь протоиерей Н.П. Вележев и законоучитель коломенской гимназии священник Василий Пробатов. Все прихожане и гости, впервые видевшие новый придел, отмечали роскошь его убранства. Десятиаршинный иконостас 4 был «редкой ручной работы, дорого - на полимент - вызолоченный». Способ золочения «на полимент» еще называют «русским» или «на водку». Этот вид золочения наиболее трудоемкий, наиболее дорогой, но и в то же время наиболее эффективный. Он, прежде всего, позволяет золото полировать — наводить полер, как говорят позолотчики, от чего позолоченный предмет принимает вид цельнолитого золотого предмета. Этот способ золочения хорошо может быть выполнен только высококвалифицированным мастером. В иконостасе помещались 22 иконы «греческого письма, исполненные на золотом фоне». Под стать им были серебряные и металлические принадлежности алтаря.

На это великолепие староста Постников пожертвовал 4.500 тысячи рублей, да ещё 500 дал на облачения священства, потом передал 700 рублей на лампады, подсвечники и иную утварь. Ещё 300 рублей из его кошелька пошли «на иные церковные принадлежности». После устройства придела, желая его ещё более украсить, староста Постников оплатил серебряные, поверху вызолоченные ризы на иконы, пожертвовав сначала 1700, а потом ещё 1000 рублей. Всего же на устройство придела и украшение храма он потратил 8.700 рублей.

* * *

Заботы и траты по благоустройству храмового придела заставили на некоторое время отложить вопрос обустройства приходской школы, и только к лету 1906 года все было готово к её открытию. За 5.500 тысяч рублей приход купил землю и стоявший на ней двухэтажный дом с большим подвалом поблизости от храма. В нем и разместили школу, занятия в которой начались, как и положено, 1 сентября 1906 года. А двумя месяцами позже, 29 октября, состоялось торжественное освящение здания нового учебного заведения.

В тот день торжественную литургию служил благочинный коломенского округа протоиерей Алексей Лебедев с приходским причтом и приглашенными священниками: протоиереем Н. П. Вележевым, священниками городских церквей А.М. Орловым и А.И. Сахаровым. Пел знаменитый хор, который поддерживало «общее пение» практиковавшееся в храме, что тогда было редкостью. Вместе михаилоархангельские прихожане пели Всенощное бдение, литургии св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого, молебны под Новый год, а когда началась русско-японская война, то прихожане пели молебны о даровании победы над супостатом, акафисты Божией Матери, различным угодникам Божиим, некоторые песнопения Страстной седмицы и все, что полагается петь на Великое повечерие.

Общее пение на приходе начали практиковать по инициативе священника Милославина, и на этом пути причту пришлось столкнуться с немалыми трудностями. Во-первых, трудно было учить пению «по нотам» простой народ, среди которых немало было таких, что не знали и обычной грамоты, а во-вторых, эта идея не встретила сочувствия со стороны некоторых лиц, «кои по своему служению должны были бы иметь попечительное к общему пению отношение». Ситуация переломилась только зимой 1905-го года, когда именно за устройство общего пения в храме, о. Панкратий Милославин получил поощрение от высокопреосвященного Владимира, митрополита Московского и Коломенского, приславшего приходскому батюшке икону художественной работы, которая и была ему поднесена 30 января при большом стечении прихожан.

* * *

Однако же вернемся к событиям 29 октября 1906 года. После литургии от храма к школе направился крестный ход, в котором приняли участие члены «Общества хоругвеносцев при коломенском кафедральном Успенском соборе», которые вместе с прихожанами несли храмовые иконы и хоругви. После торжественного водосвятного молебна в здании школы, протоиерей Лебедев поздравил прихожан, а протоиерей Вележев вручил Ивану Александровичу Постникову диплом попечителя этого учебного заведения. Кроме того, от прихожан старосте и председателю приходского попечительства Миляеву были поднесены адреса, в коих выражалась признательность «за отзывчивость к нуждам попечительства». Взявший слово отец Пакратий Милославин совершил земной поклон прихожанам и высказал благодарность всем «внесшим свои лепты на устройство школы», как живущим в Коломне, так и в иных местах.

Устройство школы было так хорошо, что коломенское отделение Кирилло-Мефодиевского братства просило разрешение проводить в этом доме свои собрания. Там же решено было проводить пастырские собрания коломенского духовенства.

* * *

За заслуги перед храмом, церковно-приходской школой и попечительством, прихожане и причт ходатайствовали о награждении усердного и щедрого старосты. Их поддержал отец Александр Лебедев, в декабре 1908 года обратившийся к высокопреосвященнейшему Владимиру, митрополиту Московскому и Коломенскому, архимандриту Троице-Сергиевой Лавры. Отец благочинный подробно описал заслуги Ивана Александровича Постникова, а также составил краткую аттестацию личности и всего его семейства.

В этом казавшемся верном деле вышла задержка вследствие непорядка с документами. Пожертвования Постникова не были проведены по приходно-расходным книгам, а сам он не хранил документов на пожертвованные им предметы. Пришлось производить оценку пожертвований «по справкам из формуляра». Только спустя два года после возбуждения ходатайства дело решилось, и к Пасхе 1910 года Иван Александрович Постников был награжден золотой медалью на Анненской ленте, которую носил на шее.

Валерий Ярхо.


Возврат к списку