ул. Октябрьская, д.3
тел./факс: +7(496) 613-9993
E-mail: hram1891@mail.ru

ул. Октябрьская тел./факс: +7(496) 613-9993 E-mail: hram1891@mail.ru

Коломенская епархия
Московской митрополии
Русской Православной церкви

Коломна. Страницы истории

ГУЛЯНЬЕ НА МАСЛЕНИЦУ

Масленичное гуляние - старинная чреда праздников, предшествующих Великому посту. В церковном календаре эта неделя называется «сырной» или «сыропустной» – на этих днях «заговляются» сыром, молоком, яйцами и маслом, а мясного уже не едят. В прежние времена масленица продолжалась целых 14-ть дней, но впоследствии постановлениями патриархов гулянье сократили до одной недели, и вот уж несколько веков так оно и ведется. Время Масленицы испокон веку веселое, обильное, с застольями, главным блюдом которых являются блины. Служивший в молодые годы репортером газеты «Московский листок» Владимир Гиляровский, подписывавший корреспонденции псевдонимом «Проезжий корнет», так в стихотворной форме описывал Масленичную неделю в Коломне в начале 80-х годов 19 века:

Свадьбы и катанья,
Город весь кипит.
Пьянство, ликованье,
Музыка гремит.
Общее веселье,
Нету тишины,
Кутежи похмелье
И блины, блины…

Борис Кустодиев. Масленица

Борис Кустодиев. Масленица

1 «Великий немой» - одно из названий кинематографа в его ранние годы

2 Теперешний адрес улица Пушкинская дом №5

3 По тем деньгам не мало – цена обеда в трактире средней руки.

Тот же автор отмечал уже в прозе: «Как всегда на Масленицу по главным улицам Коломны носятся нарядные санки, запряженные лучшими лошадьми. Сырная неделя итожит сезон зимних свадеб, и среди катающихся заметно много молодоженов. Их можно было отличить по лентам, которыми перепоясывают себя кучера свадебных санных поездов».

Балаганы

К этому времени на торговой площади непременно строились балаганы, в которых давали представления циркачи и бродячие артисты - без них праздник был не праздник. В балаганы зазывали «маски» или «персоны», пришедшие из скоморошьих времен шуты простонародного карнавала. «Ерема-пакольник» вылезал на балкон балагана и «врал всякую еримелицу» – что на язык попадет, впопад или невпопад, лишь бы в рифму выходило. Свои разглагольствования Ерема прерывал для того, чтобы проглотить горящую паклю или вытянуть из собственной глотки «бесконечную ленту».

Кривлялся Ерема не один, а с «Иваном-мельником» – таким же шутом, только перепачканным мукой. Ерема и Иван постоянно переругивались, совсем как нынешние «артисты разговорного жанра», работающие в паре. Иногда им компанию составлял «шут гороховый» – этот персонаж масленичной недели рядился в сноп гороховой соломы.

Наплыв публики в балаганы был велик. Музыка на Житной площади грохотала с утра до ночи. Публика летала на качелях, кружилась на каруселях, надрывала животики, хохоча над проделками Петрушки в балагане кукольного театра.

Приход «Великого немого»1

В начале 20-го столетия на масленичных гуляниях принято было демонстрировать разные удивительные технические новинки. В качестве именно такого «технического чуда» на Масленицу в 1908 году какой-то канувший в безвестность предприниматель привез в Коломну невиданный аппарат, посредством которого в своем балагане на Житной площади он показывал на белом экране нечто невероятное, что называлось «фильмы».

Самой первой кинокартиной, увиденной коломенскими зрителями, была киносказка «Кот в сапогах». Фильма была французская, фирмы «Гомон», и русских титров она не имела, а потому владелец чудесной киноустановки, крутя ручку аппарата, объяснял:
- Вот сейчас по берегу реки поедет карета короля!

После нескольких сеансов киномеханик сорвал себе глотку и давал пояснения сиплым басом. Публика была восхищена, изумлена, можно даже сказать «сражена наповал» поразительным зрелищем. Нельзя сказать, что коломенцы прежде не слыхали о синематографе, но все же подавляющее большинство жителей уездного города увидели тогда кино впервые.

Среди публики, посмотревшей «Кота в сапогах», был господин Шведов, владевший большим домом на углу Спасской и Пятницкой улиц2. В этом доме был большой зал и подсобные помещения, которые господин Шведов сдавал для устройства банкетов, торжеств и собраний. Побывав в кино-балагане на Житной и увидев, что публика валом валит в заведение, исправно неся хозяину денежки, Шведов решил сам разрабатывать эту «золотую жилу».

Вскоре после Масленицы он заказал необходимое оборудование, произвел кое-какой ремонт, переоборудуя банкетный зал, пригласил на службу киномеханика, и посредством специальных объявлений и афишек – ибо газеты в Коломне тогда ещё не выходили – Шведов оповестил почтеннейшую публику об открытии электротеатра «Прогресс».

Зал «Прогресса» вмещал 200 человек. Билеты стоили двугривенный3. Отдельных мест не было – в зале стояли лавки, на которых усаживались рядками. Определенного времени начала сеансов не было - показ начинали после того как зал заполнялся зрителями. Томительное ожидание публики скрашивали мелодии, которые наигрывал большой граммофон новейшей конструкции, стоявший на тумбе в фойе «Прогресса». Предприятие Шведова возымело полный успех, и вскоре у него появились подражатели-конкуренты.

На Владимирской улице, чуть наискось от Пятницких ворот, в здании «Общественного клуба» открылся синематограф «Рим», а вслед за ним в разных местах Коломны открыли свои двери электротеатры «Венеция», «Россия» и «Фурор». Русских фильмов тогда не было, и в этих заведениях крутили в основном французские ленты с русскими субтитрами. Показ сопровождался исполнением граммофонных музыкальных пьес или игрой тапера на пианино. Музыкальное сопровождение играло важную роль в синематографе - во-первых оно заглушало треск киноаппарата, а во-вторых значительно усиливало эмоциональное восприятие кинокартин.

4 - Этот обычай и сейчас вне всяких изменений существует в церкви и каждый, по вере ли, а может даже и просто из любопытства, может увидеть это своими глазами, вечером в последний день масленичной недели.

Кулачный бой

Никакая Масленица не обходилась без кулачных боев. Биться ходили не по злобе, а из-за молодецкой удали, в древних документах такие схватки именуют «играми» или «молодецкими игрушками». Как сообщают те же свидетельства, в Москве на Масленице начало кулачному бою подавали сами великие князья, выходившие на лед Москвы-реки, чтобы поразмяться с поданными.

Это была излюбленная забава во всех уголках Руси, и в Коломне соблюдалась она свято. Биться ходили в определенное место, часто на лед реки или пруда, но случалось, что сходились и в поле. Бились кулаками, «без закладки» – то есть без свинчаток и прочих «утяжелителей». Лежачих не били. Биться выходили рядами - «стенками», «улица на улицу» или «слобода на город». И место, и супротивник были «от веку» – город складывался, вбирая в себя деревни и села округи, а вместе с ними и обычаи. Так, например, «митяевские» бились с «бобровскими», «бочманы» с «щуровскими» и т.д. Были «союзники», которые «ходили друг за друга», так «ямкинские» ходили «за митяевских», значит против «бобровских».

Впереди «стенок» шли «предводители» или «атаманы ватаг», из числа наиболее уважаемых, сильных бойцов – они и дрались-то главным образом между собой.

Под крики зрителей бойцы бились, пока одна «стенка» не осиливала другую – в тот момент, когда противника начинали «гнать», победители и зрители издавали громоподобный рев, который был слышен далеко в городе. После боя оставались лежать окровавленные тела побитых. Бывало, что подбирали и убитых в драке, но ни из- за увечий, полученных в «стенке», ни даже в случае убийства во время «честного боя» полиция не вмешивалась, и дел не заводила, а родственники пострадавших и не думали обращаться к власти с требованием наказать виновных. Это было не в обычае – все знали, на что шли и чем рисковали, собираясь «встать в стенку».

Прощеное воскресенье

Но всякому веселью приходит конец, и неделя гуляний кончалась «прощеным воскресеньем». В тот день ходили друг к другу в гости, просили прощения за прежние обиды и в последний раз перед постом угощались скоромным. Вечером шли в церкви, где служился особый чин - красивый и трогательный одновременно. Настоятель и весь причет храма просил прощения у прихожан, выстраиваясь в ряд, а прихожане проходя чередой с ними «прощались» и прощенья у них просили4.

Валентин Белых. Масленица

* * *

Когда сразу после масленичного разгула наступал Великий пост, в былые времена всюду в Коломне воцарялась тишина. Закон запрещал в эту пору все виды увеселений: в трактирах не заводили музыкальные машины и органы, театры и цирки не давали представлений, не устраивались балы и иные шумные собрания. Как писал в своем репортаже из Коломны репортер газеты «Московский листок» Владимир Гиляровский:

«Тишина в городе стоит мертвая. Заметно прибавилось нищих, которых по традиции любят коломенские купцы, занимающиеся благотворительностью. У многих зажиточных горожан назначены специальные дни – вроде светских журфиксов – когда каждому обратившемуся за подаянием выдается по пятаку, а то и по гривеннику».

Валерий Ярхо.

Возврат к списку