ул. Октябрьская, д.3
тел./факс: +7(496) 613-9993
E-mail: hram1891@mail.ru

ул. Октябрьская тел./факс: +7(496) 613-9993 E-mail: hram1891@mail.ru

Коломенская епархия
Московской митрополии
Русской Православной церкви

Коломна. Страницы истории

КОЛОМЕНСКИЕ САДЫ И ПАРКИ

Алексей Матвеевич Солодков.
"Старое блюдечко"

По старинным заветам

По свидетельству многих путешественников, побывавших в разное время в Коломне, город искони славился своими садами. Дивиться тому нечего: купеческий город жил по старым русским традициям, восходящим к книге «Домострой», в которой глава No65 была специально отведена под трактат о садах, и от православного человека буквально требовалось: «а сад разводи про себя, а семена всякие у себя води».

Наши предки крепко держались этих предписаний, и собственные сады имели не только богатые баре, но и все зажиточные горожане из самых разных сословий. Сады были предметом гордости домовладельцев: на них не жалели денег и высаживали целые рощи фруктовых деревьев, среди которых прокладывали дорожки, заводили «инжереи» (так называли оранжереи), в которых выращивали редкие цветы и другие растения. В садах рыли пруды, строили беседки. Всё это делалось с большой любовью, для себя, а не на показ. Частный сад был закрытым миром одной семьи, и тех, кого туда хозяева допускали.

В 18-м столетии настоящей достопримечательностью Коломны был сад городской усадьбы купцов Мещаниновых. Заложил его богатейший коломенский коммерсант Иван Тимофеевич Мещанинов, которого за размеры состояния, большие связи в высшем свете и влияние называли «коломенскиим богом». По завещанию Ивана Тимоеевича, отказавшего свое «движимое и недвижимое» племяннику, сад перешел во владение Ивану Демидовичу Мещанинову, который не жалел средств на его устройство, приглашая для ухода за садом ученых садовников-иностранцев.

По воспоминания писателя Никиты Петровича Гилярова-Платонова, жившего в ближайшем соседстве с садом Мещаниновых, на приходе церкви Никиты Мученика, в которой священником был его отец: «Был тот сад барский в полном смысле. На нескольких десятинах, со стрижеными и крытыми аллеями, с двухэтажными каменными беседками и с фруктовым отделением».

В 1782-м году после громадного пожара, уничтожившего большую часть Коломны, уцелел только околоток вокруг церкви Никиты Мученика, где располагалась усадьба Мещаниновых. При восстановлении города был составлен архитектурный план, согласно которому прямо через мещаниновский сад должен был пройти новый переулок.

Решив, во что бы то ни стало, сохранить свой любимый сад Иван Демидович отправился в Москву, к губернскому начальству. Согласно легенде, с собой он повез корзину с апортовыми яблоками, которыми якобы потчевал губернских чиновников, и отведав этих плодов, оценив их необыкновенный вкус, самый главный начальник в губернии сказал: - Да, сад с такими прекрасными фруктами губить жалко!

И было дано разрешение сад оставить на месте, а переулок завершить у ворот усадьбы. Вполне может быть, что апортовые яблоки, привезенные Иваном Демидовичем, были и впрямь необычайного вкуса, но скорее всего к этой садовой кошелочке были приложены аргументики куда более весомые - из разряда тех, что назывались «барашки в бумажках» и «рекомендательные письма от князя Хаванского». Однако во что, а вернее, во сколько именно обошлось Мещанинову сохранение доставшегося от предков сада, легенда умалчивает, а думать каждый волен что угодно. Но факт остается фактом: вопреки генеральному плану сад Мещаниновых не тронули.

Женский мир

Особенно большую роль играли сады в жизни русских женщин. В старое время они жили на положении затворниц, и до замужества девиц не пускали даже в церковь, где их могли увидеть мужчины. Это может показаться странным, но, тем не менее, действительно так: об этом упоминается в житии Иулиании Лазаревской, а в более поздних источниках, относящихся уже к середине 19-го века, подобные обычаи отмечают при описании нравов русской провинции.

Сад для девицы был единственным местом, где она могла погулять и развлечься с подружками. Там они играли в свои полудетские игры, купались в садовых прудиках, качались на качелях, просто дурачились и пели песни. Так протекали дни их девичества, а потому, когда их выдавали замуж, тяжелее всего было расставаться именно с садом, с миром детства и юности – из него она уходила уже навсегда. Даже в обрядовых песнях русских невест, певшихся при прощании с родительским домом, поминается, что каждое деревце в родительском саду поливала невеста «горючими слезами».

Впрочем, они быстро утешались, поскольку при доме супруга был свой сад, в котором молодая хозяйка принимала своих уже замужних подруг. Летом сиживали они в садовых беседках за столами с самоварами, угощались печатными пряниками да сладкими пирогами, вареньем разных сортов и свежими ягодами, подкрепляя чаек пузатенькой бутыленцией мадерцы или сладенькой малаги. И во время этого садового отдыха наверно им более всего казалось, что жизнь удалась.

Забавы молодых

Имели свое значение сады и для коломенских мальчишек, кравших чужие яблоки не столько от голода или нужды, сколько из озорства. Для них это был своего рода экстремальный вид спорта, сочетавший в себе элементы и современного «паркура», и «игры в индейцев».

Сады окружали высокие и крепкие заборы, их охраняли цепные псы, сторожа и садовники были начеку. В случае поимки озорников ждали крепкие побои на месте преступления и порка дома, когда родители розгами и ремнем им «вкладывали ума в задние ворота». Умение пробраться в чужой сад и вернуться с добычей, было делом мальчишеской чести.

Не миновал соблазна этой рискованной забавы и Василий Дроздов, нынче известный как небесный покровитель города митрополит Филарет. Во млады лета был он обычным коломенским мальчиком, сыном настоятеля Троицкой церкви в Ямской слободе. По свидетельству ровесников любил Вася рыбу ловить, заходя с бреднем «от глуби», на санках катался в Репинском овраге, у деда своего, священника Богоявленской церкви, выучился играть на гуслях. Так же как и остальные его приятели лазил он и по чужим садам. Тому порукой слова того же Гилярова-Платонова: «Несмотря на свою скромность, он (Филарет) не чужд был и шалостей. На моей уж памяти, раз во время посещения владыкой родины, напомнил ему о детстве один из купцов. «А помните, владыка, - сказал он ему, - как мы с вами лазили через забор за яблоками в сад Корчевских?» И тогда же владыка подарил одной старушке-соседке денег, покаявшись в том, что мальчишкой переколотил её горшки, насаженные на жерди забора для просушки.

Василий Дмитриевич Поленов. "Бабушкин сад"

Места для гуляния

Для выхода «в люди» на гулянья у коломенцев имелось несколько общественных садов и скверов. Прямо у Московской заставы находился Запрудский общественный сад – он и сейчас на том же месте. По исследованиям местного краеведа Денисова, липы Запрудского сада были высажены не позже 1887-го года: существует изображающая его гравюра с указанием года.

Очень популярен был у горожан сквер, возникший на обрыве берега над Москвой-рекой, после сноса части кремлевской стены. За свою малость и округлость этот сквер в Коломне прозвали «блюдечком». Зимой там заливали каток, который окружал вал из снега, украшенный воткнутыми в него елочками.

Несколько аллей, тянувшихся от Астраханской улицы к Ямской башне кремля, между развалинами кремлевской стены и храмом Иоанна Богослова назывались «Богословским садиком». Вечерами принаряженные горожане фланировали по Астраханской улице (ныне ул. Октябрьской революции) от Богословского сада до Рязанской заставы, и возвращались обратно, завершая променад в Богословских аллейках.

Для избранной публики был приоткрыт сад «Коммерческого клуба». Именно приоткрыт. Пускали не всех. Существовало подобие «фейсконтроля». Члены клуба и дамы пропускались бесплатно, а кавалеры, не состоявшие в клубе, платили по рублю. По тем временам деньги немаленькие.

По давней городской традиции военные оркестры частей, составлявших коломенский гарнизон, ублажали духовой музыкой слух гуляющей в скверах публики. Зимой играли на катке «Блюдечка», летом по вечерам вторников четвергов в Богословском садике, а в выходные и праздничные дни в саду при коломенском «Коммерческом клубе».

Особого рода променад существовал подле бобровского рабочего театра – там было лучшее в городе футбольное поле, на котором зимой заливали каток для игры в русский хоккей и массовых катаний на коньках. В рабочем театре кипела творческая жизнь: ставились спектакли, собиралось хоровое общество, устраивались танцевальные вечера. Молодые спортсмены, самодеятельные артисты и просто досужая публика, парочками и целыми компаниями прогуливались вокруг футбольной площадки, раскланиваясь со знакомыми, делая круг за кругом несчетное количество раз.

В наследство от очень давних времен остались места загородных гуляний возле пригородного села Сандыри, куда летом к условному сроку собиралась крестьянская молодежь, чтобы водить хороводы, петь песни, плясать, соревноваться в ловкости и удали. На этих гуляньях молодые люди высматривали невест, и уходившие на заработки из родных сел парни, специально приезжали на эти гулянья, чтобы жениться на «своих» девушках, считая, что так оно будет надежнее, чем связывать судьбу с «чужими».

Коломна. Парк на Житной площади. Фото 1930-40 гг.

Революционные изменения

Вскоре после революции в Коломне появился новый сквер – его разбили прямо на Житной площади и назвали именем Ленина, установив у его входа статую вождя мирового пролетариата. Примерно в те же поры сад «Коммерческого клуба» переименовали в «Городской» - нынче от него остался только огороженный пустырь в районе трамвайной остановки «ул. Комсомольская», но в 20-х годах там кипела жизнь и веселье, почти как «в старое время».

В саду был летний театр, в котором давали представления местные любительские труппы и заезжие знаменитости. Там же «крутили кино». Духовой оркестр играл на танцверанде, работали буфеты. Летними вечерами в поисках щедрых покупателей коломенские лоточники стекались к воротам «Городского сада», образуя там шумное торжище. Среди уличных торгашей это место считалось «фартовым». Туда ходили семейные пары, молодые люди, ухаживавшие за барышнями «с серьезными намерениями», местные щеголи и кокетки времен нэпа, являвшиеся чтобы блеснуть модными фасонами.

В 20-е годы прошлого столетия к прежним местам гуляний добавились щуровские Дубовая роща на усадьбе, принадлежавшей фабрикантам Липгартам, и старый барский парк, разбитый в начале 19-го века помещиком А. М. Грибовским, ставшие доступными для всех желающих.

Коломзаводские рабочие получили в свое распоряжение собственный сад – после того как стадион устроили возле новенького Дворца Культуры, бобровское футбольное поле засадили деревьями, устроили посредине фонтан, воздвигли веранду для танцев. Все вместе это стало назваться «Сад Дворца», в просторечье «Бобровский сад» или вовсе фамильярно - «Бобры».

Коломна. Сквер на улице Зайцева. Старая фотография

Новые парки

Одно время в городе на полном серьезе обсуждалась возможность устройства парка культуры и отдыха трудящихся на месте Петропавловского кладбища, но местные власти пойти на этакое дело до войны всё же так и не решились, а потом стало не до парков. Однако уже в мае 1945-м году на остававшейся неблагоустроенной части Житной площади – там, где раньше был «Бабий рынок» - начались работы по обустройству нового сквера. Ему как нельзя лучше подходило бы имя «Победы», однако в дело вмешалось одно важное обстоятельство: согласно положению о государственных наградах, тому, кто был награжден двумя звездами героя Советского союза, на родине устанавливался бюст, и новый сквер избрали для воздвижения памятника дважды герою Советского союза В. А. Зайцеву. В декабре 1948-го года бюст героя был торжественно открыт, и само собой вышло, что сквер назвали именем отважного летчика и нашего земляка.

Весной следующего 1949-го года был сделан первый решительный шаг к созданию главного городского парка: на голом поле, там, где раньше находились огороды горожан, выращивавших картошку, высадили первые четыре тысячи деревьев, тем самым заложив основу «парка Мира».

Ещё от «старого времени» в наследство горожанам остались одичавшие фруктовые сады – после сноса частного сектора при строительстве многоэтажных кварталов строители сумели их сохранить, сделав «садовые джунгли» местом игр детей и скверами «шаговой доступности» для взрослых. К сожалению, теперь эти сады все чаще становятся жертвами «точечной застройки» внутри обжитых кварталов или просто состарившись, гибнут, без должного ухода. В этом сады и парки очень похожи на людей.

Валерий Ярхо.

Коломна. Сквер имени Зайцева. Современный вид


Возврат к списку