ул. Октябрьская, д.3
тел./факс: +7(496) 613-9993
E-mail: hram1891@mail.ru

ул. Октябрьская тел./факс: +7(496) 613-9993 E-mail: hram1891@mail.ru

Коломенская епархия
Московской митрополии
Русской Православной церкви

Коломна. Страницы истории

КОЛОМНА: ЭКОЛОГИЯ ПРОШЛЫХ ВЕКОВ

1 Зимой воду брали из проруби на реке

2 Газета «Московский листок» 1902-го года №20

Квартирный вопрос

Разительным отличием устройства обыденной жизни Коломны в старые времена от нынешнего положения дел, заключалось в полном отсутствии того, что теперь называют ЖКХ. Жилища были, хозяйство имелось, а вот то, что теперь понимают под словом «коммунальный» отсутствовало.

Всего в Коломне, по данным 1880-го года насчитали 1884 дома: из них полтора десятка были трехэтажными, а один так и вовсе «небоскреб» в четыре этажа высотой; двухэтажных каменных домов было 266; каменных одноэтажных около двухсот; остальные строения были деревянными одноэтажными, или «смешанными» - с кирпичным «низом» и деревянным «верхом».

Часть домов считались «доходными» - владельцы их отдавали «под квартиры», получая плату с жильцов, отвечая по закону за содержание дома в надлежащем состоянии, и за выполнение условий сдачи внаймы. За каждым домовладельцем был закреплен определенный участок улицы перед его владением, за исправность которого он отвечал – это касалось починки и содержанию тротуара перед домом, его чистка и уборка. За исполнением этой обязанности наблюдала полиция, и она же выписывала штрафы нерадивым.

Если жилец не вносил квартирной платы, домовладелец на него подавал судебный иск, по решению суда имущество должника описывалось и продавалось с торгов, а из вырученных денег покрывалась задолженность.

Отопление домов было исключительно печным – жильцы жгли дрова и уголь, покупая топливо за свой счет, храня его запасы в сараях на дворе. У богатых господ печи топила прислуга, у жильцов попроще роль истопника брал на себя дворник, которому немного приплачивали. Те, у кого лишних денег не водилось, обходились сами.

Водовозный промысел

До постройки водопровода те, кто жил поближе к реке, ходили по воду сами, с ведрами и коромыслами, у некоторых на усадьбе были колодцы, и это было большим подспорьем, потому что все остальные воду покупали у водовозов, которые целыми днями курсировали с бочками от Москвы-реки до потребителей. Водовозный промысел был несложный и выгодный: требовалась лошадка, повозка с бочкой, да черпак – ведро, прикрепленное к длинной деревянной рукояти. Забор воды производился поблизости от москворецкого плашкоутного моста, а ехали к тому месту Водовозным переулком, который существует и поныне. Выехав на берег водовоз, «сдавая задом», загонял свою бочку поглубже в реку, и черпал воду в бочку 1, а потом вез её в город и продавал по домам, в зависимости от спроса, беря от копейки до трех за ведро.

Проблема чистой воды питьевой стояла довольно остро – особенно по весне, когда в реку смывало множество всякой дряни. Именно поэтому важнейшим событием для города явилась постройка водопровода, с забором воды из артезианских скважин. Деньги на постройку завещал в 1882 году коломенский купец Н.А. Шевлягин, а его волю исполнила вдова, Марья Николаевна Шевлягина, которая в 1902-м году через своего поверенного (и зятя) В.М. Лежнева передала завещанные мужем средства, при этом оговорив особенное условие: «по окончании постройки водопровода, последний должен перейти в полное заведование и распоряжение города, но при условии, чтобы вода из водопровода отпускалась для всех жителей города Коломны бесплатно» 2.

Коломна. Памятник водовозу

Коломна. Памятник водовозу

Водовозный промысел

Объедки в ресторанах и трактирных заведениях скупали, и ещё годившиеся в дело куски, поступали в дешевые кухмистерские. Из них для совсем бедных людей готовили блюдо, известное под названием «объедушка» - мясные объедки мельчили ножом, проваривали, заправляли картофелем, тушили и продавали задешево.

Куски старого хлеба по дворам собирали нищие, а потом собранное продавали по копейке за фунт тем, у кого в карманах гулял ветерок. Этот же хлеб на окраинах города покупали те, кто держал скотину и птицу, они же откупали все то съестное, что сторговать людям было нельзя: очистки, шкурки, гнильцу и прочее в этом роде, скармливая такое месиво коровкам, свинкам и курочкам.

3 Следы оврага и сейчас заметны между трамвайными остановками «Дворец культуры» и «Городская больница». В старое время это место считалось «далеко за городом». Там исстари находились бойни, салотопенные и костожогные заведения. Позже туда стали вывозить нечистоты

Деньги из грязи

Одним из самых выгодных городских подрядов было содержание ассениза-ционного обоза - поскольку канализация в городе отсутствовала спрос на услуги «золотарей» был огромен. Снаряжение для этого требовалось почти такое же как у водовозов, а работали обычно парами – один ведром на палке черпал из ямы, другой был «на подхвате»: сидя у горловины бочки, сливал вычерпнутое внутрь. После «загрузки» везли «взятое» в овраг, где была городская свалка 3, в этом овраге бочку опорожняли и ехали к новым заказчикам.

* * *

Уборка за собаками была отдельным промыслом, приносившим определенный доход, и подобные «собиратели» были в каждом городе. При кажущейся анекдотичности занятия оно имело весьма солидную экономическую основу – собачьи фекалии имели большое применение в кожевенной промышленности. В них содержалась группа кислот, которые тогда не умели получать искусственно - они великолепно растворяли самый тугоплавкий и плохо растворявшийся жир, скажем, на бараньих шкурах, из которых получались мягкие и тонкие кожи, шедшие на дамские перчатки.

Сегодня все эти кислоты уже давно синтезируют в лабораториях химиков, промысел сборщиков умер, и никто не желает подбирать за братьями меньшими. Только теперь вдруг все поняли, как важна была функция этих городских парий с совками и ведерками!

Власти разных стран пытаются обязывать хозяев подбирать за любимцами, но полностью добиться этого удалось, кажется, только педантичными дисциплинированным немцам да австрийцам. Остальные, в том числе и русские, брезгуют исполнением таких общественных обязанностей, а вместо этого просто более внимательно смотрят себе под ноги.

* * *

Мусором занимались совсем другие люди и тоже на чисто коммерческой основе. Надо заметить, что городской мусор прежних времен был вовсе не тот, что теперь. В нем полностью отсутствовала пластмасса – её ещё не изобрели. Деревяшки и бумага сгорали в печах при топке. Тряпье и старую обувь скупали старьевщики – этим, как правило, занимались казанские татары-«халатники», которых так прозвали за крик, с которым они ходили по дворам: - Халат бером, халат! Старый вещи покупам, новый замен давай! Желавшие избавиться от старья, кликнув «халатника» вываливали ему то, что хотели выкинуть, а татарин платил за вес или поштучно, это уже как договорятся. Хитрые скупщики часто действовали через детей, не скупая, а выменивая на забавные детские игрушки, пистолеты-пугачи и свистульки порой очень хорошие вещи, которые дети тащили им без спросу родителей, из-за чего случались скандалы.

Добытое «халатниками» сортировалось: то, что ещё можно было носить, отдавалось в починку, а потом поступало на «толкучий рынок» или в кабаки для «сменки» пьяницам, пропивавшим вещи с себя. Что-то распарывалось и лоскутом шло в портновские мастерские, а уж совсем «выношенное» продавали на бумажные фабрики. Обувь у «халатников» скупали оптовики, которые отправляли её в подмосковный город Талдом, где было много башмачных заведений. Мастера-сапожники, что могли, чинили, остальное «разбирали», частями пуская в дело всё, что можно.

* * *

Уже выброшенное в мусорные ящики перебирали крестьяне, приходившие в город «на заработки», которых так и называли «мусорщики». Работали они артелями, жили в ночлежных домах, а собирали главным образом кости, считавшиеся ценным сырьем: кость перерабатывалась в «костяной уголь», им заполняли фильтры, через которые отцеживали сахар на рафинадных фабриках. Металлы «мусорщики» продавали на специальные склады, откуда лом перепродавали на заводы. Пустые бутылки принимали в любом кабаке или лавке. Даже за пробку платили копейку – натуральная пробочка товар был импортный, стоил денежек. Драные калоши отправлялись на фабрики резиновых изделий. Посудный бой несли в лавочки, где скупали битый хрусталь и фарфор.

То, что оставалось после столь тщательной разборки вывозилось на свалку. Обычно для этого ждали зимы – санным путем везти проще, да на морозе и запахи не так донимают. Занимались вывозом те же крестьяне, которые приходили в город для гужевого извоза со своими лошадьми и санями. Для них это был легкий заработок, а для домовладельцев избавление от мороки.

Валерий Ярхо.


Возврат к списку