ул. Октябрьская, д.3
тел./факс: +7(496) 613-9993
E-mail: hram1891@mail.ru

ул. Октябрьская тел./факс: +7(496) 613-9993 E-mail: hram1891@mail.ru

Коломенская епархия
Московской митрополии
Русской Православной церкви

Коломна. Страницы истории

ОБОЧИНА ТОРГОВОГО ПУТИ

Вид на село Щурово и Троицкую церковь

* * *

В описаниях имущества Троицкой церкви села Щурова сто лет подряд вместе с тремя десятинами усадебной земли, шести десятинами сенокоса, девяносто двумя десятинами пахотной земли и двенадцатью десятинами «кустарникового леса», непременно упоминалось о «тридцати одной десятине под половиной реки Оки и бичевником».

Сейчас мало кто может даже понять, что такое «бичевник», но на протяжении веков именно это владение было, пожалуй, наиболее ценной недвижимостью храма. Определение названия «бичевник», предлагаемое энциклопедическим словарем Брокгауза и Ефрона, таково: «Бечевник или бичевник, или бечевая – юридические термины, происходящие от слова «бичева» или «бечева»: веревка, канат, которым тянут суда против течения. «Бичевником» называют пространство земли, отведенное по берегам рек и других водных сообщений для бечевой тяги судов и плотов и для других надобностей судоходства. Со времен Уложения государя Алексея Михайловича, по отношению к водным сообщениям неоднократно подтверждалось, чтобы прибрежные владельцы бечевников допускали проход и проезд людям, занимающимся подъемом речных судов, позволяли баркам и другим судам останавливаться у берегов, причаливать к ним, выгружать свои товары и вообще не препятствовать законному пользованию бечевником. В состав бичевника входит как пространство берега от уреза воды до гребня оного, так и полоса земли десятисаженной ширины далее от гребня оного. Пространство остается неизменным, какое бы направление не принял судовой фарватер через изменение русла реки, а потому если вода отмыла часть берега, то бечевник и после этого должен иметь десятисаженную от гребня ширину, подаваясь внутрь земли на столько же, сколько отмыто от берега...»
Это пояснение открывает для нас ещё одну страницу истории нашего края, позволяет проникнуть в прошлое, которое для многих современников покажется не совсем таким, каким они привыкли его себе воображать, если вообще об этом прошлом находят нужным задумываться.

* * *

Владение бичевником было выгодно тем, что за его использование взималась плата, а желающих пользоваться им находилось немало. Испокон веку русские реки были главными транспортными артериями страны в летнее время, а Коломна, ближайший к Щурову речной порт на Москве- реке, своему процветанию был во многом обязан выгодному положению. Собственно сам город и возник как передовое укрепление Рязанского княжества на водных путях, и, даже после того, как в 1301 году Коломну отвоевал московский князь Даниил Александрович, положение города осталось прежним.

Сегодня это может показаться странным, но в былые времена Щурово стояло на обочине великого торгового пути. Точнее - путей, ведших одновременно в Европу и Азию, когда по рекам люди двигались так же, как нынче ездят по большим и малым шоссе. И добраться таким образом можно было очень далеко.

Лодочная пристань и мост на р. Москве.
Справа, на горизонте, виднеется Бобренев монастырь

Путь московского купца, задумавшего ехать торговать в Персию, начинался в Москве. Оттуда водой, по Москве-реке, торговый караван плыл до Коломны, близ которой, как раз напротив Щурова, выходил в Оку и шел по этой реке до Нижнего Новгорода, где выходил в Волгу и спускался вниз к устью до Астрахани. Там товары переваливали на морские суда и шли дальше по Каспийскому морю – к Дербенту, а оттуда - к берегам персидских провинций Гилянь и Исфагань, где были большие порты.

Маршрут в Европу был затейливее. Первый его этап совпадал с персидским маршрутом, но только до Рязани, а точнее - до устья реки Прони, по которой поднимались, насколько позволяла глубина воды. Когда идти водой было уже нельзя, суда вытаскивали на сушу, ставили их на колеса и степью катили до реки Таболы, относившейся к бассейну Дона. По Таболе шли к Дону, а войдя в Дон, спускались к городу Данков. Там формировались караваны, направлявшиеся к Азовскому морю, откуда далее шли в Крым. Затем путешественники могли двигаться по Черному морю - либо к проливам Босфора и дальше в страны Средиземноморья, либо вверх по Дунаю в страны Центральной и Южной Европы.

1 Сухопутный «зимник» был более удобен – многочисленные речки, болота и озера подмерзали, не нужно было переправляться. И лошадям тащить сани по скользкому снегу было легче, а стало быть и груза на сани можно было навалить больше чем в телегу.

2 Эта река не та Цна, которая протекает по Рязанщине.

Можно было доплыть и до Северной Европы. Для этого, дойдя до Волги, надо было направляться не вниз, к устью, а вверх, к истокам, выходить в речку Тверцу и идти до Николо-Столбенской пристани. Там товары выгружались и путешествующие ждали снега, чтобы в санях по зимнему пути 1 везти грузы к пристани Вышний Волочек на реке Цне 2, ведущей к озеру Ильмень, из которого вытекает река Волхов. По Волхову добирались до Новгорода, шли далее в Ладожское озеро, а из него Невой в Балтийское море - и пожалуйста, плывите до любого города Ганзейского союза или в Швецию.

Первыми эти пути проложили ещё викинги, а затем ими пользовались целые столетия. Сейчас может показаться, что речные пути были слишком сложны, но других-то вообще не было, поэтому довольствовались тем, что было в наличии. Сухопутные дороги были роскошью, непозволительной для прежних времен - их надо было прокладывать, чинить, охранять от разбойников, содержать заставы. Между Коломной и Рязанью сухопутной дороги не было до 17 века. Прорубать пути через дремучие леса казалось слишком хлопотным, да к тому же леса эти играли роль естественного оборонительного рубежа, полосы препятствий, отделявшей Московию от Степи, откуда всегда можно было ждать набегов.

3 В то время делами Церкви на Руси управлял митрополит Киевский, а его митрополия подчинялась константинопольским патриархам.

4 Плоскодонное парусно-гребное судно было оборудовано съёмной мачтой с небольшим прямым парусом, который ставился при попутном ветре; некоторые струги имели прерывистую палубу, чердак (каюту). Мог быть с одинаково острым носом и кормой. Струги имели длину от 20 до 45 метров, ширину от 4 до 10 метров и вёсла от 6 до 20 штук.

5 Насад— речное плоскодонное, беспалубное судно с высокими набитыми бортами, с небольшой осадкой и крытым грузовым трюмом. Имело одну мачту и парус.

* * *

Чтобы оценить в полной мере все особенности путешествий по рекам, мы воспользуемся описаниями маршрута, которым двигался караван митрополита Пимена в 1389 году. Архиерей направлялся из Москвы в Царьград для утверждения его на митрополичьей кафедре константинопольским патриархом 3. В свите митрополита был дьякон Игнатий Смолянин, который вел подобие путевых заметок.

Караван Пимена на трех стругах 4 и насаде 5 отправился от московского берега 13 апреля 1389 года, в великий вторник Страстной Седмицы. В Великую субботу путешествующие прибыли в Коломну. Из Коломны отплыли уже после Пасхи, дошли до Переяславля Рязанского, откуда на Фоминой неделе степью пошли на Михайлов, катя поставленные на колеса струги и насад. Суда спустили в реку Проню, шли водой, сколько могли, потом опять катили посуху до Таболы, по которой плыли к Дону, проделав 130 километров за 5 дней. Плавание по Дону началось 2 мая и продолжалась 26 дней. 28 мая «в канун праздника Вознесенья» караван пришел в Азов и проследовал к Крымским берегам и далее в Константинополь, потратив на дорогу около трех месяцев.

* * *

Путь этот был настолько привычен, что сложилось целое торговое сословие «сурожских гостей», которые вели торг в крымских городах. Это были очень богатые люди, которые и в Коломне оставили по себе память, на излете 15-го века воздвигнув одну из самых первых каменных церквей в городе – храм Николы Гостиного.

Ещё одним следом тех дальних времен были привычные занятия тех, кто жил по берегам рек. За пользования своим бечевником получали плату крестьянские общины, помещики или причты храмов - как в Щурове. Многие щуровские мужики ходили на речных барках, подряжаясь на барки, перевозившие зерно и другие сельские товары из черноземных губерний. Суда, шедшие «сверху» по Оке, перед входом в Москву-реку делали остановку как раз возле щуровского берега. Тут отдыхали, набирали членов команды, закупали припасы – это было дешевле, чем в Коломне.

По сведениям, сообщенным газетой «Московские губернские Ведомости» 1843-го года, за навигацию предшествующего 1842-го года через Щурово прошли 506 судов и 86 лесных плотов, на них работали 15057 рабочих, а стоимость перевозимых грузов достигала 3070861 рублей.

Мост через р. Оку во время его испытаний
19 февраля 1865 г.

Только после прокладки железной дороги привычные торговые пути кардинально изменились, но и тут Щурову повезло: новая дорога соединила старинное село, стоявшее на границе Московской и Рязанской губерний, со всем миром - как некогда Ока, по которой плавали до Царьграда. В Щурове новая история, переходящая в новейшую.

Валерий Ярхо.


Возврат к списку