ул. Октябрьская, д.3
тел./факс: +7(496) 613-9993
E-mail: hram1891@mail.ru

ул. Октябрьская тел./факс: +7(496) 613-9993 E-mail: hram1891@mail.ru

Коломенская епархия
Московской митрополии
Русской Православной церкви

Коломна. Страницы истории

ПАСХАЛЬНОЕ ВОСПОМИНАНИЕ

Художник Александр Бугаев.
" Полoводье в Коломне "

1 Владимир Игнатьевич Востоков (1868–1953) − митрофорный протоиерей, проповедник и церковный писатель. Окончил Коломенское духовное училище, Московскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. После революции, не приняв власти большевиков, эмигрировал в Сербию, в 1944 году – в Австрию, с 1951 года – в США. С 1951 по 1957 годы служил настоятелем церкви св. Тихона Задонского в Сан-Франциско, где и был похоронен на Сербском кладбище.

2 Казеннокоштными называли учеников, которые содержались и обучались за счет государства или благотворителей.

3 ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 405. Ч. 9. Л. 280−285, а также «Московские церковные ведомости» (1897, No 2).

4 На Пасху традиционно разрешается звонить в колокола каждому желающему. Были большие любители колокольного звона, которые в праздник, что называется «отводили душу», проводя чуть не полный день на колокольне.

5 Старинная русская забава на Пасху. В старые времена крашеные яйца катали и в царских садах, и на боярских дворах, и купечество, и крестьяне. В Коломне ещё в 70-х годах на Пасху молодежь «катали яйца» в каждом дворе. Официально это не поощрялось, но и никаких мер против такого время препровождения не предпринимали. Вообще на Пасху советская власть давала основательную «слабину», не рискуя «идти против народа».

Из записок уроженца Коломенского уезда священника Владимира Востокова, учившегося в коломенском Духовном училище и служившем в нескольких коломенских храмах в начале 20-го века. Записки были опубликованы в журнале «Отклики на жизнь», который редактировал о. Владимир Востоков1

Семья

Дед Владимира Востокова, священник Матвей, служил в храме погоста Рудня в Богородском уезде Московской губернии. Он умер в 1834 году, когда его младшему сыну Игнатию исполнилось всего 9 месяцев. Поповская вдова, оставшаяся с многочисленным потомством на руках, была так потрясена смертью супруга, что люди говорили про неё: «Будто обмерла».

В самый день похорон, когда гроб с телом отца Матвея опускали в могилу, державшая на руках младенца Игнатия вдова всплеснула руками и уронила сынка в могилу, прямо на крышку гроба! Родственники вытащили мальца, который, по счастью, совсем не пострадал, и это происшествие никак на нем не сказалось. Сиротское детство и отрочество Игнатия прошли в бедности. На многое рассчитывать ему не приходилось, и только зачисление казеннокоштным 2 в Коломенское духовное училище, давало ему известный шанс, открывая благой путь в жизни.

Предоставленным шансом Игнатий воспользовался в полной мере. Учился он так хорошо, что сумел стать стипендиатом Московской духовной семинарии, которую окончил в 1856 году. Распоряжением митрополита Филарета 10 декабря 1857 года, иерей Игнатий Востоков был определен на место священника Троицкой церкви села Голочелова в Коломенском уезде3. Там, в Голочелове, 11 июня 1868 года появился на свет его сын, при крещении нареченный Владимиром. Приход отца был не слишком богат, кроме Володи в семье были еще дети, так что дать сыну возможность учиться в гимназии отец Игнатий не мог. Когда Владимиру исполнилось 10 лет, он пошел по пути, который ранее проложил отец: поповича записали в приготовительный класс Коломенского духовного училища. Годы спустя иерей Владимир Востоков с необыкновенной теплотой описал события детства и юности, запечатлев события разных лет, когда ему доводилось встречать дома и в училище главные христианские праздники. Итак, предоставим слово о. Владимиру, вспоминающему былое.

Дома

Вспоминаю себя маленьким мальчиком, небогатый дом моих родителей, чей-то ласковый голос будет меня, в то время, когда рассвет борется со мглой ночной. Открываю глаза, и вижу отца в новой коричневой рясе. Он протягивает мне просфору и говорит:

- Так-то ты, голубчик, собрался к святой утрене? Проспал? Ну, теперь вставай! Все уже кончилось – мать вон кулич освященный режет...

Поднимаюсь с дивана, на котором я до 11 часов вечера храбро бодрствовал, но ближе к полуночи не выдержал, и ненароком забылся безмятежным детским сном. Новая рубашечка и чистенькие сапожки напомнили мне о моих сборах к Пасхальной заутрене в первый раз. Стыдно, что не справился со сладким сном, но что же делать?! Родитель смотрит так приветливо, а заботливая матушка, как видно, совсем не сердится на своего любимца. Она занята красненькими пасхальными яичками, в доме пахнет сдобным куличом. Ободренный этими наблюдениями и заманчивым запахом, я быстро встаю, умываюсь и радостно бросаюсь к родным, чтобы похристосоваться с ними.

За мирными разговорами пили чай, а потом в доме водворилась тишина – старшие отсыпались после бессонной ночи. А у меня сна ни в одном глазу! Сердце так и прыгает от радости, что дождался светлого дня. Быстро выбегаю на улицу, где разливается трезвон колоколов нашей колокольни4 . Ко мне подходят мои приятели – ученики отца, простые мальчики. Они тоже радостно оживлены, и одеты «не по-будничному» - у каждого на голове непременно по новенькому картузу. У некоторых эти обновы, будучи куплены «на вырост», пока ещё виснут на ушах. Вместе мы начинаем оживленно катать яйца на полянке, успевшей уже подернуться молодой зеленью5 . Начав катать яйца, сделался я богат – у меня крашеными яйцами были полны карманы, а у моих приятелей осталось по парочке. Мне хочется «прокатать» им половину своих, чтобы сделать для праздника удовольствие. На душе весело, безмятежно, как в солнечном лазурном небе.

Художник Сергей Смирнов
"Полoводье в Коломне "

Школяр

Я в коломенском училище. Мы ждем пасхальных каникул. Толпа мальчуганов бродит по училищному двору. Все волнуемся. Половодье в полном разливе. Идет пятая неделя Великого поста. Мечтаем, как пробраться на Пасху домой, сомневаемся и предполагаем – сольются ли реки? Вот Москва-река, разорвав свои зимние оковы, вырвалась на волю, захлестнув волнами луга верст на десять. В прибрежной деревне Бобренево все залило, и видны только крыши изб. Бобреневский монастырь, точно фантастический остров, окружен был водой. Там где-то совсем далеко белеют колокольни и купола церквей тех сел, что теперь отделены от города водной пучиной. Мелькнет едва заметной точкой лодка смельчака рыболова, пронесется отсталая льдинка. Разливавшиеся воды мощно и настойчиво несут свои волны. Нам, мальчишкам, эти виды занимательны.

В один из дней, когда панорама большого разлива пленяла наши взоры, повели нас в собор к литургии преждеосвященных даров. Теперь уже не упомню, по какому поводу это было, но должно быть повод был, так как обычно в учебное время нас в собор к литургии преждеосвященных даров не водили. Служба текла чинно, хорошо ладно пел хор, отец протоиерей служил с чувством. Сверху, над нашими головами смыкались расписанные своды. К ним красиво поднимались струйки ладана, наполняя храм дивным запахом. От всего это наши бурсацкие сердца умилялись, и даже завзятые шалуны приутихли и стояли скромно. Трое мальчиков выводили стихи: «Да исправится молитва моя», − а настигавший их хор густо покрывал солистов: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат». Чутко билось детское сердце под трогательный напев, плававший под сводами храма.

Вот уж тридцать лет прошло с той поры, а эта первая преждеосвященная литургия при торжественной обстановке глубоко запечатлелась в моей душе. Так хотелось оставаться подольше в этом соборе, в окна которого проникает яркий свет весеннего полудня и синеет огромный разлив вод. Тогда совсем не хотелось уходить в училище из святого уголка.

* * *

Священник Владимир Востоков

Вижу себя мальчиком-учеником, вечером Великой субботы. Я только что вернулся домой, к нам на погост из Коломны, где учился в духовном училище. Усталости после долгого путешествия занявшего не один десяток верст и след простыл, забылся и страх при переправе через разбушевавшуюся по весне речку. В нашем храме все, что было сдвинуто, когда перед праздником мыли и чистили днем, сызнова расставлено по местам. Прихожане из дальних деревень с узелками в руках загодя собираются к храму. Совсем тихо и внутри церковь освещена только огоньками лампад, да горят ещё 2-3 свечи. Приятный голос человека сокрытого от глаз сумраком читает «Деяния». Чтение не особо умелое, но православные люди привыкли в храме относится ко всему серьезно и внимательно. Таинственный полумрак храма и ожидание святого часа наполняет сердце приятной жутью.

Поспешаю домой. В горнице тихо и темно, только свет лампадок освещает комнату. Не сидится мне и здесь – душа рвется куда-то от нетерпения. Скорее бы пришел светлый час! Выйдя на улицу, присел на крылечке, и среди благоухания весенней природы детский ум, как может, углубляется в события давно прожитого святого дня. Думается, что в саду Иосифа было тоже, наверное, так же темно и тихо, как здесь, сейчас. Воображение рисует мне стражу у святого Гроба Господня, и горестно мне от сознания, что грубые воины, а не добрые апостолы и мироносицы берегли драгоценный гроб.

Вот блеснули кое-где огоньки – это в окрестных селах устраивают иллюминацию. Наша колокольня темна. Хоть приход наш и обширен, но по бедности некому заняться освещением храма. От этой мысли становится немного грустно. Тем временем в соседнем большом селе ударили в колокол, а ему тенорком откликнулись наши колокола.

Вместе с отцом иду в храм. Схватившись за рясу батюшки, и крепко прижавшись к нему, пробираюсь сквозь густую толпу народа, собравшегося в храме, мы направляемся в алтарь. Лишь раз в году наш храм бывает так полон людьми и так светел.

Возле плащаницы народ толпится особенно густо, прикладываясь в последний раз. Пока с отцом идем к алтарю, к нам то и дело подходят здороваться прихожане. Многие только что с дороги, приехав на праздник в родные места из Москвы и из Коломны, где у них дела. Они приветствуют нас, заговаривают. Мне их жалко – они ведь в пути устали, а теперь как-то им предстоит выдержать часа четыре ночной службы!?

Начали служить полунощницу, и я внимательно слежу за тем, когда запоют: «Не рыдай Мне Мати». Отрадно было ощущать, как при пении «восстану и прославлюся» мужички дружно подняли святую плащаницу над головой отца и унесли её со средины храма.

Дружно поют: «Воскресение Твое Христе Спасе ангелы поют на небеси». Заколыхались хоругви, блеснули ризы икон, и к дверям хлынула толпа богомольцев. Двери распахнулись, и свежие струи прохладного ночного воздуха ворвались в храм, от чего детскому воображению чудится, что наверху, над всеми крестами и хоругвями тесным кольцом обняв родной храм, невидимы земному народу, реют небожители и поют песнь Воскресения.

Крестный ход, обойдя церковь кругом, останавливается перед запертыми вратами храма. Повисает молчание, все сосредоточены в ожидании, и вот отец мой начинает, радостно восклицает:
- Христос воскресе!

Тихий шелест слышится от крестного знамения, благоговейно совершаемого собравшимся народом при первых звуках святой песни. Лица у людей, можно сказать, что «встрепенулись» и просветлели, а у некоторых и слезы блестят в глазах. Мне самому одновременно и радостно, и хочется тут же заплакать. Светлые чувства переполняют душу.

Под громогласное пение почти всего народа, совершавшего крестный ход, входим в храм, наполненный светом и кадильным дымом, клубами несущемся от алтаря из нарочито развернутой жаровни, в которую не пожалели насыпать ладана. Начинается светлая, радостная служба, и кажется, что ни одна другая служба не проходит так скоро, хоть на самом деле она длится более двух часов. Усталости совсем не замечаешь.

На своем приходе

Потом пришло время и мне священствовать. С нетерпением и трепетом ждал я Светлого праздника. Думалось «как же я встречу Великий день, у самого Креста Господня?». Приход мне достался маленький, но храм был уютный, чистенький и даже, можно сказать, изящный. Грустненько мне бывало, когда в дни праздников храм этот поражал меня своей пустотой. До слез стало обидно в Страстную пятницу, когда послушать про страсти Христовы пришел всего-то десяток-другой прихожан. Оказалось, что торжественного выноса плащаницы в этом приходе никогда не бывало. Делали просто: перед вечерней псаломщик устанавливал плащаницу против царских врат, и все на том.

Когда я захотел устроить торжественный вынос плащаницы, то, увы, не нашлось в храме четверых мужчин, чтобы войти за плащаницей в алтарь и помочь мне её вынести.

На второй год моего священства праздник Благовещения пришелся на Великий Четверг. Храм был полон молящимися, и пользуясь случаем, я произнес проповедь, сколь мог и как умел, осветив смысл Страстной седмицы. Закончил же проповедь, сколько помнится мне, таким вопросом:
- Зачем же мы по примеру иудеев оставили Христа одиноким в великие дни?

И что же? В Страстную пятницу храм был наполовину полон прихожанами. Искренним словом можно тронуть и убедить православный русский народ.

Вот и вечер – на часах уже двенадцатый час – но у церкви тихо. Никаких, обычных в такой вечер, движений заметно не было. Мелькнул одинокий фонарик и только. С нетерпением жду той минуты, когда зазвучат в тишине грустные звуки благовеста в соседней обители. Участились шаги за окном, послышались разговоры богомольцев, шедших к храму. На каждый удар монастырского благовеста отзывается колокол с нашей колокольни. Слава Богу! Дождался своего часа. Постоял, несколько минут послушал колокольную перекличку, и бодро пошел к храму, где было мое малое стадо.

Художник Ирина Рыбакова
"Дождь в Коломне"

* * *

В этот раз наш небольшой храм был полон. Запели полунощницу, а я четверым мужичкам наказал, чтобы в тот момент, когда в песни «Не рыдай Мене Мати» запоют «Восстану да и просвещуся», они быстро подняли бы плащаницу.

Во мраке обнесли мы храм крестным ходом, и думалось, что вот так же жены-мироносицы в густых потемках шли ко гробу. Но они шли подавленные печалью, движимые любовью ко Христу в окружении Его врагов, мы же здесь все его последователи.

Радостно мне был впервые в Светлый день открывать врата и начать песнь Воскресения и голос мой задрожал, когда впервые возгласил я: «Христос воскресе!», и слеза невольно покатилась по моей щеке. Смотрю, и у другие лица умылись слезами!?

Литургия, эта чудная пасхальная литургия! За нею забываешь все земное, за ней тебя охватывает особенное умиление. Пристало время читать Евангелие, и с умилением возглашаю:
- Вначале было слово...

И все притихло в церкви. Читаю бодро, радостно, от всей души, и чувствую, как мое настроение передается слушателям. Продолжаю читать, а в окнах алтаря уже видна полоска яркой зарницы.

По окончании службы стою с крестом в руке, а прихожане, подходя, прикладываются ко кресту. На душе светло и отрадно. Провожаю взором своих прихожан до самых дверей церковных, и молю Господа: «Помоги им, Боже, донести святые искры умиления в свои темные избы».

Вслед за всеми и сам иду домой, а утро встает ярким и ласковым. Светлый день в том году был теплым, почти летним, и зелень уже одела деревья и кусты. На вечерней службе церковь была полна народом, и увидев это, решил провести беседу. После Евангелия, которое читалось лицом к народу, я как умел, рассказал о Воскресении Господа, женах-мироносицах и апостолах.

Вечер первого дня той Светлой седмицы был теплый, ясный, благоухающий. Отходил ко сну на покой ночной, хоть и усталый, но радостный, с приятным сознанием.

Валерий Ярхо.


Возврат к списку