ул. Октябрьская, д.3
тел./факс: +7(496) 613-9993
E-mail: hram1891@mail.ru

ул. Октябрьская тел./факс: +7(496) 613-9993 E-mail: hram1891@mail.ru

Коломенская епархия
Московской митрополии
Русской Православной церкви

Коломна. Страницы истории

ТРОИЦКИЙ НОВО-ГОЛУТВИН МОНАСТЫРЬ: ОТ ШТАТА К КИНОВИИ

После того как в 1799 году коломенская епархия была закрыта, пустовавшее после переезда епископа в Тулу архиерейское подворье в Коломне со всем его строением хотели было даже обратить в казармы и конюшни эскадрона кирасирского полка. Однако стараниями московского митрополита Платона (Левшина) план этот был отставлен. Вместо того былое подворье было обращено в Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, в который перевели братию из Богоявленского Голутвина монастыря, во главе с архимандритом Варлаамом Гловацким.

Ново-Голутвин монастырь

Ново-Голутвин монастырь

Вторым архимандритом Ново-Голутвина монастыря был Анания, скончавшийся в 1817 году. Его заместил архимандрит Никанор, ставший впоследствии митрополитом новгородским и санкт-петербургским, а потом настал черед управлять монастырем архимандритом Арсению (Казиорову), под руководством которого в обители произвели значительные поновления.

При поддержке нескольких благочестивых коломенских купцов в 1823 году к северному торцу былого архиерейского корпуса пристроили кирпичную церковь во имя преподобного Сергия Радонежского с приделом в честь Преображения господня (ныне церковь Покрова). Возведённая в псевдоготическом стиле, она служила домовой церковью архимандрита и была соединена с палатами монастырского корпуса. С соборной площади в церковь можно было попасть через угловую башенку, возведенную одновременно с церковью. Двумя годами позже в монастыре была построена колокольня высотой в 55 метров, которая стала второй по высоте в городе. Под стать высоте и гармоничной стройности звонницы, был и подбор колоколов поднятых на неё. Самый большой колокол был украшен изображениями Святой Троицы и преподобного Сергия Радонежского и надписью по кругу: «1827 г. июля 1 дня, вылит сей колокол в г. Коломне в Новоголутвин второклассный монастырь усердием и коштом Коломенского 2 гильдии купца Киприана Максимовича Кислова, в Москве на заводе Николая Самгина весу 259 пуд. 32 фунта, лил мастер Аким Воробьёв». Шесть меньших колоколов на монастырской звоннице не имели изображений и надписей о дарителях, из-за чего в описях особо не отмечались. Годом позже тот же купец Кислов пожертвовал монастырю 126-пудовый колокол с изображением святой Троицы и святого Кирилла Иерусалимского.

Ново-Голутвин монастырь.
Покровский храм

* * *

После архимандрита Арсения в 1830 году во главе братии встал архимандрит Иосиф, настоятельствовавший восемь последующих лет. Скончавшегося в 1838 году архимандрита Иосифа погребли на кладбище СтароГолутвина монастыря, а его пост наследовал Иоаким, управлявший монастырем до 1846 года. Новым архимандрит Ново-Голутвина монастыря в 1846 году стал Тихон (Угленский), переведенный в коломенскую обитель из Дмитрова, где он настоятельствовал в Борисо-Глебском монастыре.

Это был ученый монах, наделенный всеми приличествующими монашествующему лицу добродетелями. В миру он звался Тимофеем, а по рождению был сыном священника Федора из Тамбовской епархии. Учиться Тимофей Углянский начал в тамбовской духовной Семинарии, а заканчивал курс в Казани, где основательно изучил татарский язык, который был необходим для миссионерской деятельности. Впоследствии Тимофей Фёдорович Углянский преподавал в тамбовском Духовном училище латынь, географию и татарский язык. В 1828 году он принял постриг с именем Тихона и его возвели во священство. Переведенный в 1833 году в Московскую епархию, где он продолжил свою педагогическую деятельность, отправляя должность смотрителя звенигородского, перервенского и дмитровского духовных училищ.

В 1835 году о. Тихон был возведен в сан архимандрита и определен архимандритом Борисо-Глебского монастыря в Дмитрове. В 1846 году архимандрита Тихона перевели в Коломну, где в Троицком Ново-Голутвине монастыре он сменил прежнего настоятеля.

Новый архимандрит был склонен к научным занятием, а в особенности же интересовался историей возникновения раскола русской православной церкви. Он тратил немалые деньги на книги и редкие рукописи, собрав уникальную библиотеку, большую часть которой передал в московскую епархиальную библиотеку. По свидетельству людей лично знавших архимандрита Тихона отзывались о нем, как о человеке высоких душевных качеств, способном привлекать и привязывать к себе. Среди других характеристик упоминались простота, любезность, детское простосердечие и добросердечие, незлобие, прямота, исключающая всякую возможность какой-нибудь задней мысли и двуличия. Любим был отец архимандрит и епархиальным начальством, которое за многолетняя службу в 1863 году наградило его орденом святой Анны 2 степени и в 1869 году этим же орденом, украшенным императорской короной. Но это была только одна сторона медали жизни монастыря той поры.

В «Воспоминаниях» (М. 1877 г.) архимандрита Пимена (Мясникова), настоятеля Николо-Угрешского монастыря, отправлявшего обязанности благочинного общежительных монастырей Московской епархии о настоятеле Ново-Голутвина монастыря писал так: «Очень добрый и почтенный старец, весьма кроткий и смиренный. Безукоризненный в монашеской жизни. Воздержанный по природе и по привычке, и к тому же весьма нестяжательный. Словом сказать – архимандрит Тихон имел все добродетели истинного монаха. Будь он простым старцем в какой-нибудь обители, он был бы всеми чтим и уважаем за свою подвижническую жизнь, действительно примерную. К сожалению, он был сделан довольно рано настоятелем штатного монастыря, прямо со школьной скамьи, и потому, как человек неопытный в деле правления, но любивший науки, он и в обители продолжал читать, заниматься отвлеченными предметами, мало зная толку в существенных потребностях жизни, а по своему характеру ещё менее обращая на них внимание. Вследствие этого БорисоГлебская обитель в Дмитрове, где он провел немало времени, и так доставшись ему в жалком состоянии, пришла ещё в более скудное положение. После кончины архимандрита Тихона Ново-Голутвинская обитель осталась в самом жалком, плачевном состоянии. Как говорится « не к чему было руки приложить»».

* * *

Архимандрит Пимен (Мясников)

1 Штатный или «особножительный», а так же «идеоритм» - особый вид монастырей, в которых общими были только жилище и богослужения, а в остальном монахи жили самостоятельно, владея собственностью. Обитель имела «штат» - в зависимости от «классности» в ней могли жить только определенное количество монахов, послушников и трудников. Такие монастыри управляется игуменом или комитетом из монахов. От казны они получали содержание. В Российской Империи «идеоритмы» появились после екатерининских реформ.

2 Т.е «киновию», монастырь, устроенный по принципу монашеской коммуны, в которой никто из монашествующих – вплоть до настоятеля - не имеет права личной собственности, а еду, одежду, обувь и кров получают от монастыря, все обязаны трудиться, а результаты их трудов принадлежат обители,

3 Стр. 61

4 Если бы венчались в Дединово, относившемся к Зарайскому уезду Рязанской губернии, относившейся к рязанской епархии, то сведения пришли бы из Рязанской Духовной консистории

5 Если это так, то Екатерина Афанасьевна приходится младшей сестрой Николаю Афанасьевичу Шевлягину, мужу Марии Николаевны Шевлягиной, которой он оставил деньги на постройку в Коломне водопровода. Кроме того на деньги оставленные Николаем Афанасьевичем его вдова совершила много добрых дел. В частности она дала 70 тысяч рублей на ремонт Успенского собора, и это поновление совершенное относительно не за долго перед революцией, позволило древнему храму выстоять в годы лихолетья.

6 Так считалось по Ветхозаветным правилам у евреев.

Своё суждение архимандрит Пимен составил не на пустом месте. Как только его достигло известие о кончине архимандрита Тихона, он отправился в Коломну для организации похорон, который своим присутствием собирался почтить преосвященный Игнатий, епископ можайский и викарий московской митрополии. Почтенный архимандрит Тихон почил 7 февраля 1871 года, в самый день прощенного воскресенья на Сырной неделе, а погребение было назначено в среду первой седьмицы Великого Поста.

Прибыв в Коломну, архимандрит Пимен обнаружил, что братии в обители насчитывалось 15 человек. Всех денег в монастырской кассе сыскалось 15 рублей, а личного имущество покойного архимандрита набралось едва ли на сто рублей. Этих средств ни коим образом было недостаточно для того, чтобы окупить все траты похорон приличествующих сану и заслугам покойного настоятеля. В ризнице монастырской не нашлось даже приличных «воздухов», чтобы накрыть ими лицо покойного настоятеля, как того требует устав церковный при погребении священства и монашествующих.

Выручили коломенские купцы. Добродетельный староста Успенского собора Макеев, принявший на себя расходы по освещению храма, плату певчим и прочее. Потомственный почтенный гражданин Гурий Фёдорович Ротин взялся оплатить за поминальный обед и прочие издержки похоронного обряда.

Когда архимандрит Пимен стал благодарить Гурия Ротина за его щедрость, купец отвечал, что он готов помочь гораздо в большем объеме. Его смущал только статус Ново-Голутвинского монастыря, существовавшего на положении «второклассного штатного монастыря»1.

Устав таких обителей был менее строг, чем в общежительных, что как раз и отталкивало от них мирян, не видевших в монахах штатных обителей признаков особого благочестия. Всё это было слишком похоже на мирское устройство, мало чем отличавшееся от обыденной жизни. Потому и не спешили с помощью монастырю, получавшему от казны жалование.

Поясняя все это, Ротин продолжил: «Я бы готов был поддержать нашу Ново-Голутвинскую обитель, но по милости штатного положения своего, она дошла до того, что её, как я слыхал, хотят закрыть. Ежели бы духовное начальство согласилось вместо того, чтобы её совсем упразднить, сделать из неё общежитие2 и отца игумена Сергия из Старо-Голутвина монастыря перевести в городской Троицкий монастырь. Я бы тогда с радостью помог монастырю, да вдобавок ещё отдал бы свой дом, который у меня в Коломне».

На это архимандрит Пимен отвечал, что де ежели об этом желании Ротина станет известно епархиальному начальству, которое получит уверение в том, что планы благотворителя не изменятся, то вне всякого сомнения такое пожелание Ротина о преобразовании Троицкой Ново-Голутвинской обители из штатной в общежительную будет осуществлено.

* * *

Хлопотавший об изменении статуса Ново-Голутвинского монастыря купец Ротин принадлежал к богатому купеческому семейству, происходившему из Зарайского уезда Рязанской губернии. В книге Е.Л. Ломако «Русский провинциальный город екатерининской эпохи»3 говорится, что: «Козьма Петрович Ротин был причислен к коломенскому купечеству в 1803 году по указанию московского губернского правления как отпущенный из дворовых людей Зарайской округи генерал-майора и кавалера Измайлова».

Предметом торга семейной фирмы Ротиных были крупный скот, гурты которого пригонялись из степей в Коломну, а люди ведшие такого рода в торгово-промышленном мире России назывались «прасолами». Причастны они так же были и к торговле топленым говяжьим салом - поставки этого товара в Англию приносили большие доходы, которые позволили Ротиным обзавестись красивым двухэтажным особняком и городской усадьбой.

Выведший свой род в купечество Козьма Ротин умер в 1807 году, а дело его перешло к сыну Григорию, который доводился благотворителю Ново-Голутвина монастыря Гурию Ротину дедом.

Судя по датам архивных дел, отец благотворителя, Фёдор Григорьевич родился в селе Дединово Зарайского уезда Рязанской губернии в 1797 году где и был крещен 8 февраля того же года. Женился Фёдор Григорьевич шестнадцати лет, посватавшись к девице Марье, и судя по тому, что сведения об этом браке, совершившемся 2 ноября 1813 году, поступили из дел московской Духовной Консистории, то выходит, что венчались они в Коломне4.

У Фёдора и Марьи родилось несколько детей, но все они умирали во младенчестве. Выжили лишь Гурий, рожденный 7-го, крещен 10-го ноября 1831-го года, да Варвара 18-го ноября родившаяся, а крещенная 23-го ноября 1834-го года.

Войдя в возраст Гурий Фёдорович женился на Екатерине Афанасьевне, как указывают некоторые источники, правда без ссылок на конкретные документы, дочери купца Шевлягина, все семейство которых, как и Ротины, уже не первое поколение занимались прасольским промыслом, закупая скот под забой и переработку5 . По достаткам обе семьи были «ровней» и надо думать за Екатериной Афанасьевной дано было немалое приданое, которое увеличило и без того большое состояние семьи.

Несмотря на большое богатство и вполне ладное житье супругов, счастливой их жизнь назвать было нельзя, ибо отчего-то не было у них детей. Полагая свое бесплодие карой за грехи6 , купеческое семейство всячески стремилось искупить свои вины и прегрешения предков творением добрых дел. Вполне возможно, что тут сказалось как раз влияние Екатерины Афанасьевны, которая происходила из шевлягинского клана, известного своими щедрыми жестами, которыми члены большого семейства благодетельствовали город и горожан.

Ново-Голутвин монастырь

Дом купцов Ротиных в Коломне
(Комсомольская улица, 18)

Ново-Голутвин монастырь

* * *

Долгое время объектом усилий четы супругов Ротиных в качестве благотворителей был Богоявленский Старо-Голутвин монастырь, где на исходе 60 годов 19 века сложилась довольно сложная ситуация. Знаменитый настоятель голутвинского монастыря строитель Самуил, который с частью братии переселился в Богоявленскую обитель из Пешношского монастыря, после того как прежняя голутвинская братия перешла в Ново-Голутвин монастырь, умер в 1829 году. После Самуила настоятелем монастыря стал Назарий, мудро управлявший обителью и братией до 1853 года, покуда его не разбил паралич. Правление было передано монастырскому духовнику иеромонаху Авраамию, который оказался не опытен в хозяйствовании, и в 1864 году его сменил иеромонах Пещношского монастыря Назарий 7 , которому было уже за семьдесят лет. Этот старец управлял монастырем только три года, и когда после его кончины последовавшей в 1867 году встал вопрос о назначении нового настоятеля, выбор пал на казначея Угрешского монастыря иеромонаха Сергия.

На тот момент о. Сергию было 37 лет. Происходил он из купеческой семьи, но ещё юношей ушел в Угрешский монастырь, где после пяти лет послушания 25 сентября 1851 года был пострижен в монашество. Проходя этапы монашеского послушания, к 1855 году стал монастырским казначеем.

Поставленный преосвященным Игнатием в настоятели Старо-Голутвина монастыря 14 июня 1867 года 24-го июля он выехал из Угреши в Коломну. Прибыв на место, новый настоятель застал монастырь в незавидном положении. Как пишет в своей книге «Воспоминания» архимандрит Пимен (Мясников): «При поступлении на должность строитель Сергий застал обитель далеко не в цветущем положении: были значительные упущения и по церкви, и по монастырю, и несогласие в братии. За три года настоятельства о. Сергий привел обитель в порядок дела церковные, трапезные, исправил храмы и монастырские строения, внутренность монастыря облагоображена, настоятельские кельи пришли в совершенно иной вид. В монастыре была построена небольшая, но весьма приличная гостиница, заведено училище для приходящих детей».

Возведенный в сан игумена 23 мая 1869 года о. Сергий нашел помощников в лице Гурия Ротина и его супруги Екатерины Афанасьевны, которые хлопотали о спасении своих душ, жертвуя в монастырь, при условии вечного поминовения после того как умрут. При их поддержке игумену Сергию удалось в короткий срок поправить дела старинной обители, ещё раз доказав свою частность и способность к ведению хозяйственных и духовных дел. Именно поэтому, когда в 1871 году взор Ротиных обратился на Ново-Голутвинскую обитель, которая пришла в такое состояние, что уже встал вопрос о её упразднении, то они пожелали видеть настоятелем этого монастыря игумена Сергия, как человека надежного и дельного.

Гурий Ротин особо хлопотал о том, чтобы перевести в городской Троицкий монастырь отца игумена Сергия из Старо-Голутвина монастыря. Этому пособствовала добрая репутация Сергия как крепкого хозяйственника и хорошего монаха – перведенный четырьмя годами ранее из Николо-Угрешской обители, Сергий сумел поправить бедственное положение Старо-Голутвина монастыря.

Переговоры о перемене статуса Ново-Голутвинского монастыря и назначении игумена Сергия настоятелем не заняли много времени. Епархиальное начальство, узнав о согласии Гурия Ротина помочь захиревшей обители, скоро дало согласие на перевод игумена Сергия в Ново-Голутвин монастырь, и началась подготовка перехода обители на новое положение общежительства.

Преобразование монастыря из штатного в общежительный свершилось 26 ноября 1871 года, в день празднования памяти святого Иннокентия, Иркутского чудотворца и день тезоименитства митрополита московского Иннокентия. Накануне, 25 ноября, из Москвы в Коломну прибыл преосвященный Леонид, епископ Дмитровский, и около четырех часов дня, прямо от вокзала железной дороги, прибыл к городскому собору, где при колокольном звоне был встречен всем коломенским духовенством.

По выходе из собора преосвященный Леонид направился к Святым воротам Ново-Голутвина монастыря, где его встречали игумен и братия. Во время всенощного бдения преосвященному Леониду сослужили игумен Сергий, строитель Берлюковской Пустыни Нил, назначенный вместо игумена Сергия старо-голутвинский строитель Варлаам и монастырские старцы. Пел хор монастырской братии. Бдение совершалось по уставу, и хоть было продолжительным, но своей торжественностью и благоговению оно не утомляло, а только радовало благочестивых жителей Коломны, присутствовавших на торжествах.

На следующий день преосвященный Леонид с теми же, кто накануне совершали всенощное бдение, отслужили литургию, после которой преосвященный произнес краткую речь, в которой обрисовал всю жизнь преобразованной обители. На молебствие первосвятителю Иннокентию Иркутскому провозгласили многолетие государю императору, царствующему дому и владыке московскому высокопреосвященнейшему Иннокентию, а потом многолетие провозгласили рабам Божиим Гурию и Екатерине. Преосвященный Леонид выразил благодарность владыки Иннокентия благотворителям, способствовавшим преобразованию обители в общежительную, благословив их иконами Живоначальной Троицы и Преосвященного Сергия.

После непродолжительного отдыха в архимандритских палатах преосвященный Леонид прошествовал к братской трапезе. Во время трапезы читано было слово, говоренное в 1856 году митрополитом Филаретом при открытии общежительности в Угрешском монастыре, который будучи «штатным» едва существовал, а по преобразовании быстро обновился и пришел в цветущее состояние.

* * *

В дальнейшие семь месяцев в обители произведены были перемены, которые исправили все те недостатки, которые копились 70 лет, покуда обитель находилась на положении классного и штатного монастыря. Благодаря щедротам Ротиных храмы были исправлены и приведены в совершеннейший порядок, а службы в них совершались согласно церковным уставом без малейшего отступления, с согласным стройным пением и правильным чтением.

В начале 1872 года была полностью переделана деревянная галерея, соединяющая архиерейский корпус с Троицким храмом. На её месте возникла более современная, с опорой на две каменные. На средства, пожертвованные московским купцом Васильевым, удалось расписать стены троицкой церкви. Монастырская ризница была восполнена и даже можно сказать роскошна. Былой архиерейский дом и все остальные здания обители были отремонтированы, исправлены и приведены в наилучший вид. Пища была очень хорошая, одежда добротная и приличная. Жители Коломны, прежде неохотно посещавшие Ново-Голтувинскую обитель, после этих перемен расположились к Троицкому монастырю.

Главный благодетель монастыря Гурий Ротин, как и обещал, отходя в мир иной, завещал обители свой каменный дом, приносящий в год по 3 тысячи рублей серебром дохода. Благочестивая вдова Екатерина Афанасьевна продолжила дело Гурия Фёдоровича, ещё даже с большей ревностью, нежели её покойный супруг на исходе жизненного пути. В Троицком Ново-Голутвине монастыре после перехода на общежительное положение поселилось 50 монахов и бельцов. Доход монастыря простирался до 10 тысяч рублей в год, а получался он от богомольцев, от часовни в городе Коломна, от дома Ротина в Коломне, завещанного обители, от хозяйства и монастырских угодий. При монастыре было устроено училище для простолюдинов, в котором состояло 40 приходящих учеников.

Так начался новый этап жизни этой обители, основанной на прежнем епископском подворье.

Валерий Ярхо.

Ново-Голутвин монастырь.
Фото Олега Деева (Коломна)


Возврат к списку