ул. Октябрьская, д.3
тел./факс: +7(496) 613-9993
E-mail: hram1891@mail.ru

ул. Октябрьская тел./факс: +7(496) 613-9993 E-mail: hram1891@mail.ru

Коломенская епархия
Московской митрополии
Русской Православной церкви

Коломна. Страницы истории

ВЕЧНЫЕ СТУДЕНТЫ

В середине семидесятых годов двадцатого века в СССР вышла книга поэзии «Колесо фортуны», с циклом стихов вагантов - членов средневекового ордена бродячих студентов. Опубликованное в этом сборнике стихотворение «Прощание со Швабией», положенное на музыку Давидом Тухмановым, стало эстрадным шлягером, отплясывая под который, молодежь самозабвенно напевала строфы, сочиненные озорными предками:

Во французской стороне на чужой планете,
Предстоит учиться мне в университете....

Средневековый университет

* * *

Школьники старших классов и студенты почуяли в вагантах «своих ребят» и даже рассмотрели в них этаких «хиппи средневековья», а их орден считали подобием хипповской «Системы». Хипповать тогда было страшно модно, и многим ужасно захотелось, чтобы ваганты, ну, хоть бы немножечко, имели какое-нибудь отношение к Руси, тем более что в предисловии к книге «Колесо фортуны» был сделан тонкий намек на возможность того, что с вагантами как-то там связано происхождение названия московской местности Ваганькова. Дескать, согласно летописи 1446-го года в «подклетном селе» Ваганькове находился великокняжеский двор, предназначенный для увеселений, где устраивались кулачные бои и игрища. Там же жили и слуги, обеспечивавшие княжеские потехи. Опираясь на эти сведения, было предположено, что название села произошло от слова «ваганить» - на севере вологодчины и в архангельском крае означавшего «играть», «потешаться».

Сойдясь на том, что шут, потешник, ваган являются словами-синонимами, исследователь допускал возможность того, что служителей потешного двора звали «ваганами». Дальше было совсем уже просто: после «легкой подтяжки за уши» вологодского говора к московскому названию, получалось, что слово «ваган», могло произойти от обрусевшего «вагант», каковые в своих странствиях забрели случайно на Русь и жили при потешном дворе в роли иноземных шутов-скоморохов. Версия эта более чем смелая, ибо следует заметить, что вагантыне так себе просто бродили по миру, а с целью умножения познаний в высших школах, коих тогда и зачатка на Руси не было.

* * *

Согласно древнему каноническому праву «вагантами» называли католических священников, «рукоположенных без места», возведенных в сан, но не получивших прихода и должности. По аналогии так же стали называть и студентов, которые учились в университетах, находившихся под покровительством римских пап и императоров Священной Римской Империи, а потому считались «клириками» – младшими, не рукоположенными во священство служителями католической церкви, принадлежащих к сословию viriliterati – образованных людей.

Средневековые университеты являлись профессиональными городскими корпорациями школяров и профессоров, так же, например, как ремесленные цеха бондарей, кузнецов или аптекарей. Во всех университетах той поры было только по четыре факультета: богословский, юридический, медицинский и философский. Всюду преподавание на латыни, общем для всех просвещенных людей языке. Вслед за римскими понтификами властители всех европейских государств даровали «всем, кто путешествует по чужим землям в поисках знания», гарантию особенных прав, защиту и безопасность прохождения через свои территории. Всё это способствовало тому, что призрев все границы, университеты образовывали собой как бы единую сеть просвещения, и между ними, кормясь в пути подаянием, перемещались профессора и студенты, прозывавшиеся «вагантами».

Ваганты

Занятие поэзией было для них, прежде всего самовыражением, а уж потом средством к добыванию пропитания. Они писали озорно, подчас зло и непременно на латыни, языке известном лишь интеллектуальной элите того времени. Простолюдины не любили вагантов, за привычку изъясняться исключительно на латыни, называя их «голиардами», что на провансальском диалекте означает «морочащие других». Зато в замках феодалов студиозусов привечали – они умели сочетать возвышенность стиля, жизнерадостность содержания, доступность темы и изящество формы. Свое вдохновенье бродячие школяры черпали исключительно в классике эллинской и римской культур, штудируя труды древних авторов «сочинивших тома для библиотеки».

Многие из студентов, «отваганив» свое в молодости, становились почтенными профессорами, епископами и даже королями, а кого-то жизнь бродяги затягивала навсегда, и они становились «вечными студентами». Кое- кому из таковых доводилось дожить до той поры, когда в своих стихах они начинали кряхтеть и жаловаться на старость, бедность, болезни, но это было редкостью – большинство «вечных студентов» состариться так и не успевали. Само их братство просуществовало до конца 15-го века, прежде чем исчезло окончательно, оставив в наследство традиции университетских вольностей, сборники стихов и застольную песню «Гаудеамус», когда- то открывавшую их веселые пирушки, ставшую гимном для студенчества всего мира.

* * *

Как водится, гонясь за модой, словно за призраками, издатели «Колеса фортуны» искали великокняжеских шутов-ваганов и не приметили подлинных вагантов, которые бывали на Руси. Но ваганты являлись сюда вовсе не для песен и сбора милостыни. Назывались они «книжниками», как звали людей наученных книжной премудрости, которую они постигали, путешествуя по миру. Большей частью «книжники» были по крови греками или выходцами из славянских народов Балканского полуострова, земли которого в значительной степени принадлежали Византийской империи.

Школы Константинополя имели широкие связи среди ученых в Каире и Иерусалиме, откуда им удавалось доходить до Багдада и Персии и далее проникать вплоть до индийских княжеств. Отголоски познания, которыми были вооружены приходившие на Русь «книжники», поражают: в сочинениях авторов домонгольских времен на славянских языках встречаются прямые цитирования или интерпретации фрагментов индуистской философии «Бхагавад Гиты», толкования иудейских талмудических текстов, копии арабских математических и медицинских трактатов, трудов европейских богословов.

Среди различных рассуждений об устройстве мира, трактовавших про спины слонов и черепах, на которых покоилась земная твердь, омываемая Мировым Океаном, рассматривалась и весьма авангардная гипотеза, в рамках которой Земля предположительно имела «форму громадного яйца, неведомой силой удерживаемого на своем месте в некотором пространстве». Оцените силу интеллекта человека, в 11 веке исключительно умозрительно, не имея никаких способов практического исследования или наблюдения, смогшего представить себе нашу планету в космосе.

Валерий Ярхо.

Возврат к списку