ул. Октябрьская, д.3 тел./факс: +7(496) 613-9993 E-mail: hram1891@mail.ru
ул. Октябрьская тел./факс: +7(496) 613-9993 E-mail: hram1891@mail.ru
Коломенская епархия Московской митрополии Русской Православной церкви
Троицкий храм расположен на высоком берегу, в одном из красивейших уголков подмосковной Коломны. Это место у впадения Москвы-реки в Оку само по себе замечательное и красивое: с него открывается живописный вид на водную гладь и Старо-Голутвин мужской монастырь. Не случайно многие путешественники, проезжавшие через Коломну, стремились непременно здесь остановиться. Екатерина II во время своего посещения города «изволила пешешествовать», то есть совершила пешую прогулку от Старо-Голутвина мужского монастыря до стрелки Москвы-реки, любуясь открывающимися за рекой живописными видами.
C XVI века сельцо Щурово находилось во владении ря-занских дворян Кикиных. До 1929 года щуровская земля принадлежала Рязанской губернии. В самых ранних истори-ческих источниках, сохранившихся до наших дней, Щуро-во упоминается как село, что предполагает наличие храма. Синодик Старо-Голутвина монастыря, датированный XVI веком, свидетельствует о том, что священники и крестьяне из села Щурова вносили пожертвования на монастырь, за-казывая поминовение. К этому времени относится и первое упоминание в писцовых книгах Рязанского уезда «Перевиц-кого стана», к которому относилось сельцо Щурово. Щуровская церковь была в те времена «древяна-клецки», то есть представляла собой деревянную клеть – обычную избу, только большего размера, с маковкой и крестом на крыше.
Деревянная церковь была освящена во имя Святой Живоначальной Троицы. В выписке из окладной книги за 1676 год говорится:
«Учиненныя при преосвященном Иосифе, митрополите Рязанском и Муромском <...> церковь Святыя и Живоначальныя Троицы в селе Щурове. У тое церкви двор попа Ивана. Дьячка, просфирницы и пономаря... нет. У тое церкви церковныя земли худыя, песчаныя земли 50 четвертей на поле... В селе Щурове и в деревне Полянках два двора помещиковых, двор вдовы Рязанки, тритцеть дворов крестьян, шестнатцеть дворов бобылей. И всего в приходе пятьдесят дворов».
Имеются также и более поздние сведения о деревянной церкви, где упоминается пристроенный теплый придел в честь мучеников Адриана и Наталии (связанный с именами благодеятелей, владевших Щуровом в конце XVIII - начале XIX вв., - помещика, статс-секретаря императрицы Екатерины II Адриана Моисеевича Грибовского и его супруги Натальи Александровны). В ежегодных рапортах благочинных упоминается:
«Оная церковь построена в 1774-75 годах тщанием Натальи Александровны Голициной. Здание деревянное с такою же колокольнею. В 1881 г. стены обиты новым тесом, окрашены масляной краской. Ограда на каменно-кирпичном фундаменте. При храме поместительная сторожка. Престолов в оной церкви два: холодный во имя Святой Живоначальной Троицы и тёплый во имя святых мучеников Адриана и Натальи, устроенный в 1815 году. В 1870 г. иконостас в церкви заменён новым. Утвари очень достаточно».
В конце XIX в. церковной земли «во владении причта было 36 десятин и 1367 человек обоего пола». По штату в 1873 г. причт церковный состоял из священника и псаломщика.
Возведение современного каменного храма относится к концу XIX - началу XX вв, тому периоду времени когда население Щурово значительно увеличилось за счет притока людей, привлеченных возможностью получить работу на местном цементном заводе, основанном прибалтийскими немцами, братьями Эмилем и Эдуардом Липгартами, в партнерстве с Эмилем Рингелем.
В окрестностях Щурово залегают мощные пласты известняка и значительные россыпи песка, разработка которых была затруднена из-за проблем с вывозом. После того, как в 60-х годах XIX века через Щурово прошла железная дорога, в этом глухом прежде краю Зарайского уезда Рязанской губернии сложились все условия для разработки минеральных ресурсов, чем и воспользовались предприниматели, объединившие капиталы под фирмой «Э. Липгарт и Ко».
За первые два десятилетия существования их цементный завод превратился в крупное предприятие, постоянно наращивавшее объемы производства и торговые обороты.
Искавшие верного заработка и лучшей доли крестьяне разных губерний, приходившие работать «к Липгарту», в большинстве своем люди православные, становились прихожанами местной церкви. По мере того как людей в селе становилось все больше и больше, деревянная Троицкая церковь стала тесна, да и обветшала изрядно.
Мысль о построении нового, каменного храма в Щурово вынашивалась вожаками сельской общины и местным священством не один год, и постепенно из разговоров о намерениях возник план конкретных действий. Начало благому делу было положено семейством Бабушкиных, богатых щуровских крестьян, владевших более чем сотней десятин (гектар) пахотной земли, выкупленной ими у местных землевладельцев «старого времени» после отмены крепостного права. Члены этой семьи десятки лет к ряду становились старшинами щуровской сельской общины, занимая различные выборные должности.
Их почин поддержало семейство старосты Троицкого храма Иосифа Ефимовича Сави-нова, владевшего несколькими торговыми предприятиями в селе и ближайшей округе.
Семья Шараповых была не столь бога-та, но благочестива, согласилась принять на себя подвиг сбора подаяния «на построение храма». Такие сборщики с копилками, запечатанными печатью епископа, висевшими у них на груди вместо вериг, ходили-бродили по российским городам и весям, прося людей о милости, таким путем угождая Богу.
Не остались в стороне от дела построения нового храма и старшие партнеры компании «Э. Липгарт и Ко». Уроженцы Прибалтики, немцы по крови, лютеране по исповеданию, владельцы цементного завода давно стали своими, местными. Постоянно живший в Щурово, при заводе, директор Эмиль Рингель состоял в уездных и губернских общественных организациях, широко занимался просветительской деятельностью и благотворительностью. По инициативе Липгартов и Рингеля из Москвы был приглашен знаменитый архитектор Максим Карлович Геппенер, прославившийся своими оригинальными и изящными постройками по всей России.
За основу проекта Троицкого храма талантливый зодчий взял легендарный храм Святой Софии в Константинополе. Храмы византийского стиля – чрезвычайная редкость для Подмосковья. Хотя обращение к восточной традиции в архитектуре было характерным для эпохи Александра III: русские перестали «взирать на Запад», у них появилась потребность осмыслить свои духовные корни, вспомнить, наконец, что мы – «третий Рим». Все же постройки в византийской манере были типичны для столичных, а не провинциальных городов.
Технический контроль над ходом работ осу-ществлял рязанский губернский архитектор Александр Саблер. Это также свидетельствует о том, что власти губернии придавали проекту большое значение. Главным распорядителем строительства был назначен инженер Иосиф Витшас.
Строительный материал для храма использовался исключительно местный: песок и известняк добывали в Щурове, цемент и известь производили на местном же цементном заводе, а кирпич (очень хорошего качества) покупали в Коломне у Модеста Лозовского – коломенского уездного врача. Помимо основ-ного своего занятия, доктор содержал небольшой завод, на котором выпускали кирпичи с именным клеймом хозяина. Их и сегодня можно увидеть в кладке храма.
Строительство каменного Троицкого храма, начатое в 1891 году, завершилось спустя девять лет. Новый храм был возведен примерно в 750 метрах от деревянной церкви. Ее строение просуществовало еще некоторое время и впоследствии было разобрано.
Новый храм был спроектирован в форме креста. Любуясь с высокого берега Оки величавым силуэтом Троицкого храма, мы и сегодня не устаем удивляться чуду, которое возвели храмоздатели. Центральный купол, лишенный четко выраженной маковки, венчался крестом. Так же были устроены и четыре малых купола, расположенные по углам четверика. Элементы аркатуры, круглые окна, белокаменные украшения, полосатая кирпичная кладка – все это придавало храму удивительно нарядный вид. По свидетельству современников, новый храм получился действительно великолепным и величественным.
Еще семь лет ушло на то, чтобы установить иконостас, расписать храм изнутри, обнести территорию металлической оградой с решеткой на каменном фундаменте. О том, какие это были росписи, сегодня мы можем судить лишь по сохранившимся архивным фотографиям и воспоминаниям немногих очевидцев.
14 (27 - по новому стилю) октября 1907 года состоялся чин Великого освящения храма. Троицкая церковь с приделами в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и Святителя Николая Чудотворца торжественно освятил Преосвященный Никодим (Боков), епископ Рязанский и Зарайский.
Настоятель прежней деревянной церкви священник Федор Соколов, в течение 15-ти лет осуществлявший духовное руководство над строительством нового храма, прослужил в нем недолго: скончался в феврале 1909 г. спустя всего год с небольшим после Великого освящения. После смерти отца Федора настоятелем Троицкого храма был назначен священник Сергий Модестов, сын диакона села Ванина Зарайского уезда, окончивший курс в Рязанской духовной семинарии.
Старостой нового храма стал Матвей Иванович Савинов, переизбранный на эту должность в очередной раз. За пожертвование на храм Святейший Синод 30 мая 1898 года наградил его благодарственной грамотой. «По построении храма» 9 мая 1900 года Савинов был награжден золотой медалью на Анненской ленте, а большой золотой медалью на Александровской ленте – «по построению храма в должности церковного старосты» 8 мая 1910 года. Кроме того, «за усердие ко храму и за пожертвования» 6 мая 1914 года М.И. Савинову пожаловали большую золотую медаль на Андреевской ленте. Перечисление этих наград вполне отражает роль Савинова в деле возведения храма.
Самым крупным событием в жизни Троицкого прихода в дореволюционный период было совершение архиерейской службы 6 июня 1914 года епископом Рязанским и Зарайским Димитрием, прибывшим в Троицкий храм во время своего путешествия по селам Рязанской губернии. «Рязанские Епархиальные Ведомости» (№ 3 от февраля 1915 года) писали:
«2-го июня, в 11 часов 38 минут дня Его Преосвященство Преосвященнейший Димитрий, Епископ Рязанский и Зарайский, изволил отбыть из Рязани с поездом №11 Московско-Казанской железной дороги до станции Горки, для обозрения церквей сёл Зарайского уезда. <...> Его Преосвященство прибыл в село Щурово в 7 часов 36 мин вечера. Народ, освободившись от работы на фабриках, в громадной массе ожидал Преосвященного епископа в храме и на территории».
После торжественной встречи и молитвословия священник Сергий Модестов приветствовал Владыку речью, в которой ознакомил его с постройкой храма и теми деятелями, принявшими в построении живое и деятельное участие.
«<...> В половине девятого вечера началось Всенощное бдение, которое закончилось поздно, при стечении множества народа. На следующий день в девять часов утра совершена была Его Преосвященством Божественная литургия, в сослужении настоятеля Старо-Голутвина мужского монастыря архимандрита Алексия (Кузнецова)».
Последовавшие вскоре после того рево-люционные события 1917 года отозвались разительными переменами в общественной жизни. Духовной основой идеологии установившейся советской власти был атеизм. Любые формы религии рассматривались как идейная оппозиция, а потому и отношение к ним было соответствующее. Религиозные общины лишились имущества, и теперь нужно было регистрироваться в местном совете, заключая договор на аренду церковного здания, «используемого для отправления обрядов религиозного культа». Приходы были обложены большими налогами. Церковный совет, глава которого был ставленником советской власти, нанимал священника для служения и решал все насущные вопросы храма и прихода.
Но даже в этих условиях службы продолжались. Верующие всячески поддерживали причты и свои храмы. Это положение никак не устраивало идеологов коммунистической партии. На рубеже 1920–30 годов была развернута широкая антирелигиозная компания, известная под названием «Безбожные пятилетки», ставившая целью «полную ликвидацию проявления всех форм религии на территории СССР» к 1939 году. На православное священство обрушился град обвинений в антисоветской агитации, после чего последовали массовые аресты и приговоры скорых неправедных судов. Верующих мирян терроризировали самыми безобразными выходками члены организации «Воинствующие безбожники», основу которой составляли активисты комсомольских и пионерских организаций.
В сельской местности вопросы существования церковных приходов неправомочно увязывали с проводившейся «коллективизацией», и зачастую в резолюцию собрания общественности вписывалось решение о создании колхоза и закрытии церкви одновременно. Голосовавший против закрытия церкви голосовал и против колхоза, что разом превращало его во врага советской власти, подлежавшего «раскулачиванию» и высылке «в северный край». Так это тогда называлось.
В декабре 1929 года негласно поощряемые к тому властями щуровские комсомольцы объявили о своем желании «использовать церковное здание для общественных нужд» и предприняли попытку захвата Троицкого храма силой. Верующие не хотели их пускать и спрятали ключи. Но юные безбожники силой и наглостью пробились через толпу верующих к запертым дверям храма и взломали их. Ворвавшись в церковь, они устроили погром. В алтаре садились на священный престол и глумились над святынями. Смеялись и ломали все, что под руку подвернется. Любые попытки противодействия им пресекались местной милицией. Все «церковное» – ризы, утварь, книги, иконы – было выброшено на улицу. Часть имущества сожгли тут же, подле храма, разведя большой костер. Часть изрубили, порвали, разломали и бросили. Им не дали уничтожить только метрические книги, которые нужны были ЗАГСУ. Их забрали милиционеры.
После погрома в храме прошло меньше месяца, и 24 января 1930 года органами ОГПУ был арестован священник Сергий Модестов. Весть об этом облетела село, и у дома батюшки собралась толпа прихожан. Когда о. Сергия повели под конвоем, многие плакали, выкрикивали слова поддержки, а он, в последний раз обращаясь к своей пастве, воскликнул: «Не плачьте! Храм все равно возродится!»
К апрелю следствие по делу священника было завершено, состоялся суд, приговоривший обвиняемого Модестова к трем годам заключения. В то время, когда о. Сергий еще находился в московской тюрьме, ожидая этапа на север, могло показаться, что его слова, сказанные при аресте, стали сбываться. В начале марта 1930 года газета «Правда», являвшаяся органом ЦК ВКП(б), опубликовала статью генерального секретаря ЦК ВКП(б) И.В. Сталина «Головокружение от успехов. К вопросам колхозного движения», в которой резко осуждалось применение «чрезвычайных мер», применяемых под лозунгом «Даешь 100% коллективизацию». Спустя еще две недели, 14 марта 1930 года вышло постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О борьбе с искривлением партийной линии в колхозном движении», в котором, помимо прочего, была затронута и «религиозная тематика». Этим постановлением декларировался запрет ликвидации церквей и приходов, «фиктивно прикрываемых общим и добровольным желанием населения». Следствием этих публикаций стало требование вернуть храмы верующим. У здания щуровской милиции собралась толпа человек 250–300, преимущественно женщин, которые настойчиво требовали открытия церкви и передачи им ключей от храма.
Областные организации затребовали от коломенского исполкома отчет о событиях в Щурово и ситуации с храмом, который нигде не значился, ни как закрытый, ни как действующий. Никаких документов, обосновывавших закрытие Троицкой церкви в Щурово, не нашлось. Но и вернуть храм верующим сочли нежелательным. Здание было осквернено, храмовое имущество уничтожено, священник арестован и осужден. Признание безобразным самоуправством действий комсомольцев сочли «политически неправильным», создающим опасный прецедент. Поэтому дальше слов острастки ретивым администраторам у центральных властей дело не пошло.
Захваченный храм несколько раз пробовали «перепрофилировать» и приспособить для хозяйственных нужд. С куполов сбросили кресты, со звонницы сняли колокола и сдали их в металлолом.
На старых фотографиях хорошо видно, как в церковной ограде, напротив главного входа в храм, был установлен памятник В.И. Ленину, который стоял спиной к храму, с поднятой рукой, указывающей дорогу ОТ Церкви. Позже в помещении храма обосновали клуб, затем его приспособили под пекарню. Печатный орган горкома партии – газета «Коломенский рабочий» (от 4 ноября 1939 года) – информировал коломенцев:
«В помещении бывшей церкви оборудована механизированная пекарня, в которой вырабатывается до 50 наименований хлебных изделий. Оборот пекарни за десять месяцев в 1939 г. составил 3 миллиона 730 тысяч рублей».
Позднее в здании храма расположили гараж.
В 1991 г. поруганный и истерзанный Троицкий храм возвратили общине верующих, его настоятелем был назначен священник Александр Мартынов.
Находящееся в крайне аварийном состоянии, здание храма внутри было разделено перегородками на два этажа и множество небольших помещений. Штукатурка осыпалась вместе с некогда благолепными росписями, пол был весь разбит тяжелыми машинами. Этот поруганный, израненный за годы «вавилонского плена» храм теперь предстояло воскресить.
В День празднования Пятидесятницы, престольного праздника храма, в 1991 году состоялся первый торжественный молебен, в храме вновь зазвучала молитва. 19 августа, на праздник Преображения Господня, была совершена первая Божественная литургия. К этому времени силами прихожан был расчищен небольшой участок в трапезной части храма под балконом хора, но в основном помещении храма все еще располагался гараж. Полностью освободить храм удалось только к зиме 1992 года. Тогда же начались регулярные богослужения по воскресным дням.
На Пасху 1993 года (18 апреля) Троицкий храм посетил правящий архиерей Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, а 7 июня того же года, в день престольного праздника храма, здесь побывал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.
Газета «Благовестник» (от 4 июня 1993 года) писала:
«Первая служба в Троицком храме, после его закрытия в 1929 году, состоялась 19 августа 1991 года в праздник Преображения. Основное здание храма, в котором был гараж, еще стояли машины, прихожанам пришлось брать с «боем». Службы сочетались с восстановительными работами, которыми занимались сами верующие. Увидев их энтузиазм, подключилась и общественность, коллективы щуровских предприятий...».
Храм был полностью освобожден от гаража, разобраны построенные в советское время перегородки, заделана смотровая яма посередине храма. Тогда же начались регулярные богослужения по воскресным дням и двунадесятым праздникам.
Весной 1998 года настоятелем храма был назначен священник Вадим Маркин, прослуживший здесь до 2016 года. Именно этот период стал началом возрождения Троицкого храма. Отцу Вадиму удалось собрать на при-ходе коллектив молодых сотрудников, готовых трудиться на благо церкви и объединить в приход людей, потянувшихся к вере.
В 1999 году по инициативе прихожан Троицкого храма была основана "Православная классическая гимназия святителя Филарета Московского", которая в настоящее время является единственной православной школой на территории Коломенской епархии. Классы оборудовали во втором этаже приходского дома. Первые занятия прошли после торжественного молебна, отслуженного 1 сентября 1999 года. В 2008 году для гимназии был построен отдельный корпус.
Духовно-нравственное воспитание и качественное образование – приоритетные задачи нашего учебного заведения. Процесс обучения организован в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и стандартом православного компонента.
Празднование Дня знаний, Дня учителя, Рождества, Масленицы, Пасхи и Троицы, проведение тематических научных чтений, участие в экскурсиях, спортивных мероприятиях, походах, интеллектуальных играх стали неотъемлемой частью гимназической жизни.
Уроки церковного пения позволили сложиться детскому клиросному хору.
Многообразие курсов внеурочной деятельности («Подвижные игры», «Логика», «Каллиграфия», «Время рисовать» и др.) способствуют всестороннему развитию наших воспитанников.
7 апреля 2004 года на центральный купол храма был установлен позолоченный крест. Он, как маяк, своим сиянием и блистанием на солнце стал обращать внимание людей, указывая на возрождение церковной жизни.
Летом 2004 года была завершена кровельная работа по воссозданию главного купола храма, восстановлены кирпичная кладка и купол колокольни, установлены кресты на малые купола и звонницу храма, приобретены и водружены колокола на колокольню.
25 сентября, впервые после долгих десятилетий тишины, над Щуровом зазвучал радостный благовест и трезвон новых колоколов. Храм вновь обрел свой голос.
В 2007 году, к празднику Пасхи, был установлен центральный иконостас с резными золочеными Царскими вратами.
К 100-летнему юбилею храма (27 октября 2007 года) завершились значимые реставрационные, строительные и ландшафтные работы: восстановлена кирпичная кладка всего здания храма, на прилегающей территории была уложена брусчатая плитка из камня для совершения крестного хода, благоустроена территория. Выстроен въездной комплекс с главными въездными воротами, в котором расположилась церковная лавка и ряд вспомогательных помещений.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 15 октября 2023 года совершил чин Великого освящения Троицкого храма и Божественную литургию. Были освящены три престола: центральный – в честь Святой Живоначальной Троицы, северный (левый) – в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, южный (правый) – в честь святителя Николая Чудотворца.
У празднично украшенных врат Троицкого храма Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла встречали Патриарший наместник Московской митрополии митрополит Крутицкий и Коломенский Павел; секретарь Патриарха Московского и всея Руси по Московской области протоиерей Дионисий Казанцев; настоятель Троицкого храма протоиерей Алексий Виноградов; представители молодежи православной гимназии святителя Филарета Московского, воспитанники православного детского социального центра при Троицком храме. Воспитанники гимназии святителя Филарета Московского обратились к Его Святейшеству с приветственным словом и преподнесли букеты цветов и традиционный каравай.
За Божественной литургией Его Святейшеству сослужили: Патриарший наместник Московской митрополии митрополит Крутицкий и Коломенский Павел; архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; архиепископ Подольский и Люберецкий Аксий; епископ Серпуховской Роман, наместник Высоцкого ставропигиального мужского монастыря; епископ Балашихинский и Орехово-Зуевский Николай, главный редактор Издательства Московской Патриархии; епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, ректор Московской духовной академии; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Дионисий Казанцев, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по Московской области; священник Андрей Згонников, секретарь Коломенского епархиального управления, ключарь Успенского кафедрального собора г. Коломны; протоиерей Алексий Виноградов, настоятель Троицкого храма г. Коломна (Щурово), благочинный 1-го Коломенского округа; игумен Никодим (Лунёв), настоятель Троцкого храма в г. Раменское, благочинный 1-го Раменского округа; протоиерей Вадим Суворов, ректор Коломенской духовной семинарии; священник Василий Лосев, руководитель юридической службы Московской митрополии; духовенство Московской митрополии.
На богослужении присутствовали: заместитель руководителя администрации губернатора Московской области Т.В. Лабызнова; глава городского округа Коломна А.В. Гречищев, игумении женских монастырей Коломенской епархии, строители, благотворители, благоукрасители и жертвователи храма, жители города Коломны. Богослужебные песнопения исполнили хор духовенства Московской митрополии под управлением иерея Сергия Голева и смешанный хор Троицкого храма в Щурове (регент — София Андреевна Германова). По завершении Божественной литургии Патриарший наместник Московской митрополии митрополит Крутицкий и Коломенский Павел приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству икону Святой Троицы.
ПЕРВОСВЯТИТЕЛЬСКОЕ СЛОВО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛА
Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с сегодняшним днем и радуюсь, что Господь сподобил меня прибыть в славный град Коломну и вместе с вами помолиться в этом прекрасном храме. Когда мы собираемся вместе для молитвы, мы и образуем то, что есть Церковь. Почему называл преподобный Симеон Новый Богослов таинство Евхаристии таинством Церкви? Потому что Церковь реализует себя как духовная, мистическая, но и физическая реальность тогда, когда она собирается вокруг престола Божиего и когда совершается таинство Святой Евхаристия. Вот почему очень важно, чтобы мы научились быть не только внешне участниками этого таинства, но воспитали в себе потребность по-настоящему причащаться Тела и Крови Господней.
Когда в древней Церкви кто-то из христиан уклонялся от причастия, он должен был дать епископу отчет в том, что же послужило причиной того, что он не был участником Тайной вечери, Жертвы, которую Церковь воспроизводит со времен совершения ее Самим Господом пред страданиями Спасителя. Участие в Святой Евхаристии есть наш долг. Но это не должно приводить к тому, чтобы мы привыкали к причастию, чтобы оно становилось обычным делом: пришел, причастился – вот и все.
Поэтому подготовка к причастию очень важна. Именно перед соприкосновением с Телом и Кровью Спасителя человек должен по-настоящему спросить себя о всем том, что он делает дурного, греховного, что может обратить причащение в суд и в осуждение. Такой самоанализ, исповедание грехов пред самим собой, когда никто не видит, не слышит и даже не догадывается, — это очень важная составляющая нашей духовной жизни. А если мы перестаем задавать себе вопросы относительно мыслей своих, слов своих, действий своих, если теряем контроль над своими мыслями и особенно над своим поведением, то ни о каком спасении речи быть не может, хоть каждый день приходи в церковь. Господь оправдывает нас, и верим, надеемся, что и на Страшном Суде оправдает только тогда, когда мы не оставим ни одного пятна на своей совести. А эти пятна очищаются в первую очередь осознанием своих грехов и исповедью во время свершения над нами таинства Покаяния, и омываются грехи наши Кровью Спасителя, пролитой Им на Голгофе и реально присутствующей в таинстве Святой Евхаристии.
Вот почему, приходя в церковь на воскресную Литургию, мы собираемся для того, чтобы участвовать в таинстве Евхаристии. Конечно, нельзя это участие превращать в некий обычай. Мне приходилось бывать в некоторых церк-вах, где я с удивлением обращал внимание на то, что люди, как будто не думавшие подходить ко причастию, вдруг направлялись к алтарю и причащались. И видя это спонтанное и, может быть, необдуманное решение, задумываешься: приуготовлял ли себя человек к со-прикосновению со святая святых или сделал это по каким-то непонятным причинам, не сопровождая этот шаг реальным исповеданием своих грехов, осознанием своей ответственности пред Богом, желанием вместе с причащением Тела и Крови сподобиться великого благодатного дара, который бы эти грехи испепелил. Для того чтобы было так, мы должны научиться по-настоящему исповедоваться. Не говорить формально «грешен» или «грешна», даже когда речь идет о грехах, нами не совершенных, ведь это означает, что человек отключает свое сознание, и вместо исповедания греха — пустая формальность, которая не освобождает нас от греха.
Таким образом, причащение Святых Христовых Таин в воскресный или праздничный день должно охватывать всю общину, но, в первую очередь, конечно, тех, кто говел, готовя себя к этому таинству, исповедовался. И даже если не всегда удается говеть так, как принято в нашей церковной традицией, очень важно, чтобы мы, искренне исповедуя свои грехи, преодолевали греховный барьер, который отделяет нас от Святой Чаши, а значит, от Самого Господа, и со смирением, с полным осознанием своей греховности приступали к Святым Дарам.
Действительно, Литургия совершается для того, чтобы мы все причастились, а не для того, чтобы мы постояли, свечку поставили и ушли. Но я не призываю вас к тому, чтобы вы причащались механически: пришел в храм, значит, причастился. Совсем нет — это будет в суд или в осуждение. Однако я призываю к тому, чтобы причастие стало неотъемлемой частью жизни каждого из нас, чтобы именно причащение Тела и Крови Спасителя было самым важным и самым главным, что силой благодати Божией приносит нам исцеление от наших грехов и от наших болезней.
Когда мы живем как евхаристическая община, то есть община, в центре которой — таинство Евхаристии, тогда не только исцеляются наши недуги душевные и телесные, решаются семейные проблемы, преодолеваются жизненные трудности, но и укрепляется наше единство во Христе. И единство во Христе, актуализируемое в таинстве Святой Евхаристии, выражает себя в нашей личной, семейной и общественной жизни, если мы, не забывая о своем христианском призвании, живем так и действуем так, как научены Господом и Спасителем. Однако человеческими силами осуществить это невозможно — обязательно где-то споткнешься, где-то с пути сойдешь, да мало ли что может с нами произойти. Но, укрепляемые силой благодати Божией через причащение Святых Христовых Таин, мы обретаем возможность реально сопротивляться греху и получать прощение наших грехов и беззаконий, а значит, освобождать свою душу к принятию Божественной благодати, которая нас и спасает. Благодатью мы все спасены через веру (см. Еф. 2:8), сказал Апостол Павел. Не делами нашими, которые кому-то кажутся очень важными и спасительными. Да, они очень нужны, но спасают-то нас не дела, не мы сами, не наш разум, не наши мышцы, не наша воля, не наши слова. Спасает нас Божественная благодать, и почерпаем мы эту благодать через Святейшее Таинство Евхаристии.
Обновляя это понимание Евхаристии, его значения для личной жизни человека, для семейной жизни, для жизни всей Церкви, мы должны стремиться жить так, как жили первые христиане. Ведь потому первое поколение христиан и выдержало самые, может быть, страшные гонения, которые обрушились на них, особенно в Риме при императоре Нероне, когда христиан подвешивали к деревянным столбам, обливали смолой, а потом поджигали, так что эти костры живой человеческой плоти освещали сады римского императора. Дай Бог, чтобы сила Божия укрепляла нас, помогала идти по жизни достойно, не забывая о том, чему мы научены, чтобы наша вера действительно была живой, действенной, а не только связанной с исполнением внешних обрядов, которые тоже важны, но которые сами по себе не спасают, если не привлекается нами через молитву Божественная благодать. Да помогает всем нам Господь возрастать в вере, добродетели, чистоте ума и сердца. Пусть Господь сопутствует нам Своей милостью, которую Он являет нам в ответ на нашу молитву, в том числе когда жизненный путь наш становится непростым, исполненным соблазнов и трудностей. Но с Господом мы способны победить все. С Господом мы способны дойти до Царствия Его. Только мы должны никогда не отказываться от Бога — ни в мыслях, ни в словах, ни в образе жизни. И да помогает нам Господь именно так, а не иначе пройти наш жизненный путь, чтобы иметь возможность, перейдя границу жизни и смерти, обрести радость общения с Богом в Его невечернем Царстве. Аминь.
По завершении Первосвятительского слова состоялось вручение Патриарших церковных наград. За участие в восстановлении Троицкого храма были награждены:- генеральный директор ОАО МЦЦС «Мосстройцены» Л.Н. Подгорная — орденом равноапостольной княгини Ольги III степени;- финансовый директор ОАО МЦЦС «Мосстройцены» И.Д. Курочкина — Патриаршей грамотой;- заместитель начальника отдела развития инженерной инфраструктуры управления по жилищно-коммунальному хозяйству администрации городского округа Коломна Н.Д. Силина — Патриаршей грамотой;- заместитель директора НУСО «Детский социальный центр» И.В. Полищук — Патриаршей грамотой.
Святейший Владыка преподнес в дар новоосвященному храму список Феодоровской иконы Божией Матери. Проследовав из храма, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил представителей движения «Патриаршие добровольцы» и воспитанников Социального центра при Троицком храме.
На братской праздничной трапезе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился со словом к ее участникам:
«Хотел бы сердечно поблагодарить всех, кто принимал участие в организации сегодняшнего торжества. Это действительно значимое событие, а для меня очень важное еще и потому, что я как глава Московской митрополии пред Богом отвечаю за церковную жизнь Подмосковья. У меня очень надежный наместник — Владыка Павел, он осуществляет здесь практическое руководство, а мне докладывает о наиболее важных вопросах. И, конечно, когда я вижу такую церковную жизнь, как в Московской митрополии, вижу множество храмов, наполненных людьми, вижу присутствие и власть имущих, и интеллигенции нашей, радуется мое сердце. Дай Бог, чтобы пример Московской митрополии был подхвачен всеми областями, всеми епархиями, чтобы именно так, а не иначе, развивались церковно-государственные отношения и всестороннее участие Церкви в жизни общества.
Мы как страна, как народ вошли совершенно в особую эпоху. После десятилетий гонений в работу, которую осуществляет Церковь, включается множество людей светских, в том числе руководители всех уровней. И глава нашего государства Владимир Владимирович Путин, и многие руководители — люди верующие, воцерковленные. А ведь если мы выдержали и победили в то тяжелейшее время, когда Церковь подвергалась гонениям, когда господствовал атеизм, то как же сейчас важно всем нам мобилизоваться на основе наших национальных духовных ценностей! Сегодня Россия — современное государство с развитой экономикой, с огромным научным потенциалом — являет всему миру, как могут соединяться вера и знания, вера и патриотизм, жизнь Церкви и жизнь общества. А без этого, как показал наш исторический опыт, никак нельзя. И дай Бог сегодня всем осознать, что соединение веры и любви к Отечеству, высокая ответственность за наше государство и общество, подвижническое служение Церкви во благо народа — все это вместе и обеспечит, несомненно, выдаю-щееся развитие нашей страны».
При совершении чина Великого освящения Троицкого храма 15 октября 2023 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом были вложены в престолы храма и антиминсы частицы святых мощей священномученика Владимира Четверина, пресвитера Саранского.
Этот древний обычай совершать Литургию на мощах святых мучеников зародился еще в древней Церкви в Римской империи, когда христианство было гонимо и запрещено. Христианам приходилось уходить в катакомбы (погребальные подземные пещеры), где находились захоронения тех, кто не побоялся принять мученическую смерть из любви к Богу. Впоследствии на этих местах стали совершать Божественную литургию.
Владимир Павлович Четверин родился в 1874 году в селе Барахман-Гарт Ардатовского уезда Симбирской губернии – в благочестивой крестьянской семье.
31 августа 1898 года состоялось его браковенчание с Марией Стефановной Орловой, дочерью диакона Стефана Орлова. Венчание совершил священник Самарской губернии Николаевского уезда села Сухого Отрога Иоанн Орлов с диаконом Пригорода Малого Карсуна Алексеем Беневоленским и псаломщиком Николаем Валгусовым.
Сохранилась метрическая запись о поручителях при совершении Таинства венчания Владимира Четверина и Марии Орловой, составленная священником Иоанном Орловым и диаконом Алексеем Беневоленским:
«По женихе города Карсуна Феодор Михайлов Власов и учитель земской школы села Бекетовки Иван Дмитриев Козловский. По невесте села Косогор Ардатовского уезда, псаломщик Дмитрий Степанов Орлов и окончивший курс Семинарии Сергей Николаев Анненков»
Владимир Павлович состоял учителем школы грамоты, затем семь лет пробыл учителем церковноприходской школы в селе Кутьеве Карсунского уезда, а в возрасте 29 лет подал прошение в Симбирскую испытательную комиссию о рукоположении в священный сан. Отметив смирение и крепость веры молодого подвижника, епархиальное начальство определило Владимира Четверина на должность псаломщика поначалу в селе Юлеве Карсунского уезда, а затем в Большой Рязани, Вырыпаевке и Сурском Остроге.
Желая быть примером своим ученикам в знании и исполнении Христовых заповедей и чувствуя безграничную ответственность за них пред Господом, Владимир Четверин поступил на миссионерские курсы в Казанскую духовную академию. Успешно окончив курсы, Владимир в возрасте 36 лет был рукоположен в сан пресвитера к храму в честь Казанской иконы Божией Матери села Сырятино Ардатовского уезда. Он успевал не только исправно служить Господу, совершая церковные таинства и исправляя необходимые людям требы, но и учительствовать в местной церковно-приходской школе, будучи также законоучителем в школе соседнего села.
Отец Владимир своей жизнью являл яркий пример пастырского служения «словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим. 4,12). Слова эти, запечатленные на священническом кресте, словно отразились на скрижалях его сердца.
К 1915 году у отца Владимира с матушкой Марией родилось 11 детей, трое из которых умерли в младенческом возрасте. Прочих же детей батюшка с матушкой воспитали достойно: продолжая путь отца, многие из них подвизались на ниве учительства. Трое его сыновей, так же как и их отец, впоследствии приняли мученическую кончину.
После своего служения в селе Сырятино отец Владимир оказался в Христорождественском храме села Барахман-Гарт. В 1918 году он по просьбе прихожан принял на хранение семенное зерно. Некоторые крестьяне попытались получить зерно в обмен на фальшивые деньги, но священник зерна не выдал. Вскоре на него поступил донос, и 19 августа 1918 года он был арестован без предъявления обвинения.
Священника изнуряли допросами, обвиняли в «пропаганде против советской власти», били, пытались заставить отречься от веры Христовой. Но отец Владимир со смирением отвечал клеветникам, что служение священника заключается не в противлении земной власти, а в том, чтобы воля Божия была «яко на небеси и на земли».
Благочинный Ардатовского уезда священ-ник Константин Беневоленский и жители Барахман-Гарта обращаясь к власть имущим с просьбой снять арест с отца Владимира и отпустить его, но все это было безуспешно. В ночь с 1 на 2 сентября 1918 года по решению Ардатовской уездной ЧК за «пропаганду против советской власти» отец Владимир был расстрелян в городе Ардатов, на берегу реки Алатырь, у Красного моста. Тело расстрелянного священ-ника тайно захоронили у алтаря Христорождественского храма села Барахман-Гарт.
За свои честные страдания и исповедование веры Христовой священномученик Владимир сподобился Царства Небесного и возможности предстояния у престола Божия. В сентябре 2007 года мощи священномученика Владимира были обретены и перенесены в собор св. праведного Феодора Ушакова в г. Саранске. Его честные мощи, священнический крест, Святое Евангелие, вложенное в руку святого, чудесным образом сохранились нетленными.
Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2006 года имя священномученика Владимира Четверина, пресвитера Саранского, внесено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.
На большой ухоженной территории Троицкого храма г. Коломна (Щурово), в подклети величественного собора, находится вход в крипту – место погребения священнической семьи Соколовых: первого настоятеля каменного храма священника Феодора Никитича Соколова и его супруги Александры Стефановны.
Феодор Никитич Соколов (1862 – 9.02.1909) – священник села Щурово Зарайского уезда Рязанской губернии, инициатор строительства каменного Троицкого храма.
Родился в 1862 году в селе Ловцы Зарайского уезда, обучался в Рязанской духовной семинарии, по окончании которой преподавал в училище села Петровское Егорьевского уезда. Когда Феодору Никитичу исполнилось 22 года, в село Щурово Зарайского уезда Рязанской губернии требовался священник, так как прежний настоятель Троицкого деревянного храма иерей Стефан Иванович Насилов почил. Священник Стефан Иванович Насилов прослужил в Троицком (деревянном) храме села Щурово семнадцать лет (с 1867 по 1884 г.), был женат на Марии Егоровне Насиловой. У отца Стефана и матушки Марии родилось пятеро детей (Сергий, Александра, Михаил, Василий и Мария). Сохранились сведения, что Мария (последний ребенок) родилась 28 февраля 1884 года, и на следующий день, 29 февраля, ее крестили.
6 сентября 1884 года отец Стефан скончался от чахотки в возрасте 40 лет, и 9 сентября состоялось его отпевание и погребение. Отпевание совершили священник Петр Воронковский и псаломщик Петр Тихомиров. Супруга отца Стефана – Мария Егоровна Насилова – осталась вдовой с пятью детьми.
По церковной традиции того времени приход отца-священника наследовал сын или зять, женившийся на дочери священника. Старшей дочери отца Стефана, Александре Насиловой (1868 г.р.), в то время было 16 лет. Месяц спустя после смерти отца Стефана Александру просватали за Феодора Никитича Соколова, и 1 октября 1884 года состоялось их венчание. Таинство совершил священник Петр Воронковский.
20 октября 1884 года Высокопреосвященный Феоктист (Попов), архиепископ Рязанский и Зарайский, рукоположил Феодора Никитича Соколова во священника и направил его на служение в село Щурово, к Троицкому деревянному храму.
29 декабря 1885 года почила матушка Мария Егоровна Насилова (вдовствующая супруга священника Стефана Насилова), 1 января 1886 года ее похоронили на «старом кладбище при деревянном Троицком храме». Отпевание матушки Марии Егоровны совершил священник Феодор Соколов, он же со своей супругой Александрой Стефановной взял попечение над осиротевшими детьми. У Соколовых своих детей не было.
Село Щурово в те годы интенсивно развивалось. Вокруг предприятия «Липгарт и Ко» возник целый поселок, и в селе Щурово на заработки приходило и приезжало много народу. Старый – деревянный Троицкий храм в праздник уже не вмещал всех желающих помолиться.
Новый – каменный храм был выстроен в 1900 году, но оставалось еще очень много дел: роспись стен и сводов, устройство иконостасов, устройство куполов, приобретение колоколов. На все это ушло еще семь лет.
24 апреля 1902 года священник Феодор Соколов был удостоен богослужебной наградой – права ношения камилавки.
В 1907 году Троицкий каменный храм освятили, и в 1908 году в реестре церквей местного благочиния была внесена запись: «Троицкая церковь села Щурово Зарайского уезда Рязанской Епархии построена в 1900 – 1907 гг. тщанием церковного старосты Матвея Ивановича Савинова и потомственного Почетного Гражданина Эмиля Федоровича Рингеля, и местных прихожан. Здание каменно-кирпичное, с таковою же колокольней. Ограда вокруг церкви на каменно-кирпичном фундаменте железная. Престолов при оной церкви три: главный во имя Святыя Живоначальныя Троицы, в правом приделе во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца, и в левом приделе во имя Введения во Храм Пресвятыя Богородицы».
Священник Феодор Соколов, выстроив и обустроив величественный каменный Троицкий храм, прослужил в нем недолго, всего два года – он умер 9 февраля 1909 года в возрасте 46 лет. Перед смертью отца Феодора исповедовал и причастил священник Петр Крестов (священник церкви с. Петровское Егорьевского уезда – ныне с. Маливо). Отпевание почившего было совершено в Троицком храме 11 февраля 1909 года протоиереем Илией Смирновым, благочинным 4-го Зарайского округа с. Дединово.
Принимая во внимание труды и заслуги отца Феодора в деле создания и строительства каменного Троицкого храма, было принято решение о захоронении его в церковной ограде, возле алтаря. Но в последующие годы гонений на Церковь, когда Троицкий храм был закрыт, могила иерея Феодора была осквернена.
В 2000 – 2005 годы, когда проводилось благоустройство территории храма, было обнаружено место захоронения отца Феодора (склеп), но останков в нем не оказалось. Они были найдены отдельно – около алтаря храма, присыпанные тонким слоем земли. Останки с благоговением были собраны и впоследствии перезахоронены в подклеть Троицкого храма.
Александра Стефановна Соколова (в девичестве Александра Стефановна Насилова, 1868 – 21.08.1950) – старшая дочь священника Стефана Ивановича и Марии Егоровны Насиловых. Состояла 25 лет в браке с иереем Феодором Никитичем Соколовым.
После смерти отца Феодора (в 1909 году) проживала в родовом доме своего отца (совр. адрес: г. Коломна, Щурово, ул. Бере-говая, д. 34). Как вдовствующей супруге священника ей выплачивалось епархиальное материальное содержание. После закрытия Троицкого храма работала медсестрой в Щуровской больнице. В 1930-е годы, когда усилились гонения за веру, она как вдова священника претерпевала преследования и презрение. В это время родительский дом, в котором она проживала, стал ветшать, что создавало большие бытовые неудобства. Все, что матушка Александра имела от отца и от супруга, она стала понемногу распродавать. Так, в 20 мая 1932 года ей пришлось продать часть своего родового дома за 2000 рублей, а в другой половине поселиться самой. Часть денежных средств (1000 руб.) она намеревалась потратить на ремонт кровли на доме и на дворовых постройках, но ее обманули – работу не выполнили. Чтобы хотя бы както прокормить себя, матушке Александре приходилось пускать в дом постояльцев.
По воспоминаниям очевидцев того времени, матушка жила очень бедно: у нее даже не было нормальной одежды и обуви – она ходила в мешковинных портянках, к тому же полуслепая. Видя такое плачевное и нищенское состояние матушки, за ней стала ухаживать по доброте сердечной односельчанка Евдокия Петровна Шанаева.
Так, пережив годы революции и Великую Отечественную войну, матушка Александра умерла 21 августа 1950 года в возрасте 82 лет. Она была погребена на щуровском кладбище, впоследствии ее перезахоронили в подклеть Троицкого храма.
Троицкий храм является одним из крупнейших социально ориентированных храмов Подмосковья. В 2008 году по благословению правящего архиерея Московской епархии, митрополита Коломенского и Крутицкого Ювеналия, распахнул двери для своих первых воспитанников Православный приют для детей, в силу жизненных обстоятельств лишенных родительской поддержки и заботы.
В приюте постоянно проживают более 40 детей в возрасте от 3 до 16 лет. По своей сути воспитанники являются социальными сиротами, которые получают здесь помощь и поддержку со стороны воспитателей и педагогов, имеющих специальное педагогическое образование и большой опыт работы с социально незащищенными детьми.
К сожалению, число ребят, нуждающихся в поддержке, возрастает. Для размещения новых воспитанников в 2020 году был построен еще один корпус приюта. Торжественное открытие нового здания состоялось 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, которая укрывает и защищает Своим омофором наших детишек.
Подготовка больших православных праздников объединяет всех прихожан и сотрудников прихода. Воспитанники центра всегда помогают взрослым в подготовке к мероприятиям, являются постоянными участниками народных гуляний на приходе Троицкого храма.
День рождения каждого из воспитанников всегда становится праздником для именинника и его товарищей. А День рождения приюта с особым настроением и атмосферой отмечается в большой и дружной ребячьей семье.
Задача центра заключается в том, чтобы не только оказать помощь ребятам в настоящее время, но и подготовить их ко взрослой жизни. Вместе мы приобретаем навыки бытового самообслуживания, учимся формировать продуктовую корзину, благоустраиваем территорию, в летнее время ведем приусадебное хозяйство: выращиваем зелень, огурцы, помидоры, ягоды.
Наши воспитанники и после выпуска про-должают оставаться дружной семьей, поддерживая связь не только друг с другом, но и с нашим центром. Мы всегда рады видеть их в гостях, разделить их успехи и поддержать в трудную минуту.
2012 году на приходе Троицкого храма было по-ложено начало строительства социального центра «Надежда».
Идея социальной поддержки людей с ограниченными возможностями на приходе Троицкого храма возникла в 2009 году, когда сюда стали приезжать воспитанники специализированных домов-интернатов. Ребятам требовалась помощь в учебной и трудовой деятельности, им не хватало дружеского общения и поддержки. Инициативная группа решила взять на себя часть ответственности в решении этой социальной проблемы.
Тогда же началось строительство нового здания. Согласно проекту, центр должен был состоять из четырех корпусов. Три из них – для проживания, а четвертый – для административных нужд: в нем планировалось разместить молельную комнату, актовый и тренажерный залы, мастерские и хозяйственные помещения.
Спустя три года после закладки фундамента состоялось торжественное открытие первого из четырех запланированных корпусов центра «Надежда».
С 2014 года на базе центра открыта инклюзивная дошкольная реабилитационная группа «Ладушки», а с осени 2018 года – группа «Теремок».
Деятельность центра направлена на социализацию молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, стремящихся определять и менять свое будущее. Мы расширяем круг возможностей наших подопечных, которые включают получение образования, общественно-полезные занятия, новые знакомства, творческую реализацию: ребята пишут и публикуют стихи, участвуют в литературных конкурсах, занимаются изготовлением свечей и мыла ручной работы, подготовкой вокальных и театральных номеров для домашних праздников. Дети с большим удовольствием принимают у себя в гостях священнослужителей, в беседах с которыми находят ответы на волну-ющие их вопросы.
Для подопечных центра периодически организуются интересные экскурсии, па-ломнические поездки, ежегодный отдых с медицинским сопровождением в профи-лактории и санатории.
Начало весны приносит дополнительные хлопоты работникам и воспитанникам цен-тра: начинается подготовка рассады овощ-ных культур и цветов для огорода, располо-женного на территории центра. Полученный урожай радует нас в течение года: замо-роженные, консервированные и сушеные овощи стали неотъемлемой частью нашего рациона. А фирменный травяной чай, выра-щенный на аптекарском огороде, пользуется славой и за пределами центра: мы не только угощаем им наших гостей, но и продаем на праздничных ярмарках.
Несколько лет назад в центре появилось общее дело, которое, несмотря на различие интересов, объединило всех. Ребята бла-годаря своему энтузиазму и настойчивости сами обустроили уличную веранду, приоб-рели необходимую технику, продумали и со-ставили меню, изучили рецепты сдобной вы-печки. Так на территории прихода Троицкого храма г. Коломны (Щурово) появилась своя мини-пекарня, которая радует прихожан вкуснейшими пирожками и ароматным чаем.
Вся хлебобулочная продукция выполнена вручную, с любовью, полностью удовлетво-ряя вкус даже самого взыскательного гостя.
Приход при храме – это большая семья, в которой каждый призван возрастать во Христе и исполнять заповеди о любви к ближнему. И участие в приходской жизни – это следствие того, что человек ходит постоянно в один и тот же храм.
Все участники воскресной школы приходят в храм на воскресное богослужение – на совместную общую Литургию. Детский хор принимает в богослужениях активное участие – поет совместно с хором Троицкого храма; мальчики помогают в алтаре, девочки следят за подсвечниками и чистотою в храме.
Дети и их родители вместе ездят на экскурсии по монастырям и храмам Москвы и других городов, посещают интересные экспозиции, участвуют в тематических играх и квестах, подготовленных преподавателями воскресной школы.
Трижды в год: на Рождество Христово, Пасху и в День Святой Троицы – в воскресной школе проходят большие праздники. На Рождество – это представления, где активное участие принимают ребята и их родители; на Пасху – это настоящие народные гуляния с русскими танцами и играми. Кроме того, в эти дни выступает детский хор, а родители с детьми могут подготовить интересные семейные номера. Заканчивается каждый такой праздник совместным чаепитием и подарками.
Одна из главных христианских добродетелей – попечение о ближнем – связана с заботой о братьях наших меньших. Проявляя заботу и доброту к животным, дети становятся добрее друг к другу. Именно поэтому в детском приюте при Троицком храме был организован живой уголок.
Со временем его обитателей становилось все больше, и было принято решение об организации на территории прихода отдельной зоны, где радость общения с животными смогут разделить не только подопечные приюта, реабилитационного центра и гимназии, но и прихожане, и жители города.
Сегодня среди обитателей зоопарка можно увидеть кроликов, пони, енотов, куниц, енотовидных собак, оленя и даже павлинов! А для лебедей и уток создан искусственный водоем с водопадом и декоративной подсветкой.
Сегодня в нашем зоопарке обитает множество животных и птиц, содержание которых осуществляется за счет пожертвований неравнодушных людей, готовых оказать помощь и поддержку братьям нашим меньшим.
24 мая 1979 года на ее деревянном родовом доме на Береговой улице в Щурове была была торжественно открыта мемориальная доска с надписью: «В этом доме родилась и жила лауреат Государственной премии СССР писательница Валентина Александровна Любимова. 1895–1968». Валентина Александровна с особым трепетом относилась к своей малой родине, каждый год приезжала в Щурово из Москвы и работала в родовом доме. В автобиографии она отметила: «В годы детства я росла среди чудесной русской природы – леса, приокские луга над тихим простором русской реки».
Давние теплые взаимоотношения сложились у Валентины Александровны Любимовой и со школой №29, где она бывала много раз и стала большим другом для учителей и учеников. Памятным стал ее приезд в школу в 1963 году. Драматург читала отрывки из своих пьес, рассказывала о труде писателя, а на прощанье подарила школе книгу пьес с автографом.
Посмертным изданием вышла пьеса В.А. Любимовой «А жизни нет конца» (1969). Это произведение стало творческим завещанием Валентины Александровны. Одна из героинь говорит: «Все доброе передается из рода в род, из поколения в поколение. Все подхватывает молодость, несет на своих сильных руках».