ул. Октябрьская
тел./факс: +7(496) 613-9993
E-mail: hram1891@mail.ru

ул. Октябрьская тел./факс: +7(496) 613-9993 E-mail: hram1891@mail.ru

Русский Патриархат. Московская епархия. Коломенское благочиние

Интервью

Беседа с иконописцем об иконе
Святая Троица преп. Андрея Рублева

С иконописцем Ириной Р. я познакомилась более 15 лет назад. Изучая историю и культуру Древней Руси, я приходила к ней на беседы. Мы разбирали старые рукописи и крюки (древнерусские знамена, которыми записывали богослужебное пение), ходили в Третьяковскую галерею, рассматривали древнерусские иконы. Путешествовали на Украину и сидели в черниговских и киевских пещерах. Я хотела понять, что древние иноки искали глубоко под землей, в темноте и холоде. Мы слушали тишину под землей, и Ирина обращала мое внимание на то, что такой пронзительной, абсолютной тишины невозможно достичь на земной поверхности. Вероятно, иноки искали этой абсолютной тишины для сосредоточенности в молитвах…. В настоящей беседе мы говорим об иконе преп. Андрея Рублева «Пресвятая Троица».

1 Евгения Александровна Тавьева (род. в 1940 г.), художник. Работает в технике пейзажа, натюрморта, портрета. Участник всесоюзных и московских выставок. Работы Тавьевой отличаются тонкой, лирической, нежной цветовой гаммой, в них используются принципы обратной перспективы. Исследователь древнерусской культуры. Работы Тавьевой находятся в частных собраниях России и Европы, музеях, фондах Российского Союза художников.

История иконописи насчитывает много столетий. Вначале иконы были скорее аллегорическими иллюстрациями на евангельские темы, аналогичные египетско-эллинским образцам. Трулльский собор в VII в. запрещает символические изображения (например, Христа в виде агнца), а еще спустя сто лет начинается иконоборческое движение. Седьмой вселенский собор в 787 г. утверждает иконопочитание и устанавливает день Торжества Православия. В течение столетий икона приобретала богословское значение, менялась вместе с самосознанием церкви и практикой молитвы. В сознании иконописцев разных веков, стран и культур откровение о Боге каждый раз преломлялось по-новому. Мы знаем иконы в духе примитивизма Грузинской православной церкви, монументальную византийскую икону и фреску, изображающую Царя царей во славе и блеске великолепия, аскетические образы эпохи правления династии Комнинов и из монастырей на Синае и Афоне. Среди яркого разнообразия стилей и направлений икона «Святая Троица» преп. Андрея Рублева стоит особняком как непревзойденный образец гармонического сочетания утонченной красоты и одухотворенной богословско-аскетической мысли. Несмотря на то, что в церкви ничто не повторяется, иконописцы всегда ориентируются на избранные образцы прошлого. Так соблюдается преемственность. В чем тайна иконы преп. Андрея? Какое значение имело то, что он жил в век духовного возрождения, век исихазма, когда искусство достигло высшей степени богословского осмысления?

И.Р. Икона – это письмо, в том смысле, что в нее вписаны символы и значения, которые нужно уметь прочитать и понять. Если икона написана просто как картина, как изображение – она уже не является тем, чем должна быть. В случае с преп. Андреем Рублевым считается, что он видел Святую Троицу в духовном видении, как нам говорит Предание, и потом, исходя из этого видения, он написал свою икону. Поэтому она обладает такой высокой степенью достоверности, потрясает. Преп. Андрей прославился и был велик не тем только, что писал иконы, но тем, что на них смотрел. Это было особое делание иконописцев. Уже был в то время Феофан Грек, который тоже часами мог сидеть и смотреть в молчании на икону, постигая ее смыслы. Это делание вызывало огромное уважение. В Древней Руси иконописец считался богословом, с ними советовались священники о духовной жизни.

– Расскажите об основных принципах и смыслах, заложенных в иконе, если она является письмом, обращенным к нам.

И.Р. Икона для того, чтобы прекратились всякие суетные мысли. Для борьбы с помыслами. Ее назначение – молчать, воспринимать ее в тишине, без всяких земных помыслов. Можно рассказывать, что-то там придумать о принципах, о цвете, о том, как Лица Троицы едины и о том, Какие они разные, что значит каждый цвет. Можно много говорить, но в принципе, ее назначение не в таких разговорах и рациональном постижении того, что значит та или иная деталь. Она должна восприниматься в глубину души без всяких мыслей.

- В основном об этой иконе рассуждают по-другому. Например, о том, что дом над главой Первого Ангела (Бог Отец) – это образ Церкви, дерево над главной Второго Ангела (Сын Божий)– образ Креста, который предстоит Христу после воплощения, Скала над главой Третьего Ангела (Святый Дух) – образ восхождения души к Богу и стяжания благодати.

И.Р. Да, гора – символ Святого Духа. Да, все это есть, но не в этом смысл и суть. Конечно, сама икона Святой Троицы в первую очередь изображает Евхаристию. Рублев написал Евхаристию. Очертания фигур трех Ангелов образуют Чашу. Потом Чаша на престоле перед Ангелами повторяет форму Чаши, которую образуют фигуры трех Ангелов.

– Т.е. на иконе изображены две чаши.

И.Р. Даже три. Посмотри, это еще одна чаша – фигура Второго Ангела, центральная, обрамлена фигурами Первого и Второго Ангела таким образом, что центральный Ангел, Христос, тоже находится в Чаше, образованной очертаниями двух Ангелов. Три Чаши, Три Лица. Недаром в древнерусской Церкви причащали три раза, т.е. давали три раза ложку с причастием всем мирянам, а Рублев – он был в древнерусской церкви. Потом после реформы XVII в., после Раскола, стали причащать один раз. Можно говорить об этом много, разбирая значимости. Тем не менее, сам смысл иконы – именно в созерцании без всяких помыслов. Я когда прослушала лекции Евгении Александровны Тавьевой , пошла в Третьяковку и стала перед иконой Троицы. Со мной произошло такое событие. Вся эта икона как бы пришла в движение, все круговые линии стали динамичными, и круг превратился в точку. Это было такое мистическое переживание. Один раз только было такое.

- Это было в хорошем или в плохом смысле?

И.Р. Это было ни хорошим, ни плохим. Это было какой-то данностью, которую нельзя обозначить как хорошее или плохое. Просто было дано понятие об умалении в нашем мире, о выходе из нашего мира в Иной через умаление. Я не почувствовала это как хорошее или плохое, просто было показано, что на самом деле икона не является неподвижной, все линии так написаны, что происходит какое-то движение, вращение. Например, когда ученые изучают электрон и микромир, недавно открытый, то видят огромное пространство, бесконечное движение и процесс превращения материи в энергию. Я почувствовала именно это превращение, вращение и динамику.

- То есть если икона в динамике, то от нее идет энергия.

И.Р. Да, что-то такое происходит, по всей видимости.

– А в чем кардинальное отличие древней иконы, особенно «Троицы» Рублева, от иконы современной? Написано много красивых икон, очень значительных, но нет того самого, особенного, из ряда вон выходящего?

И.Р. Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны погрузиться в совершенно другой культурный контекст. Нам почему-то кажется, что наша современная церковь и древнерусская церковь – это примерно одно и то же. Но это совершенно не так. Для сравнения, можно зайти в старообрядческую церковь и сразу после – в современную, обычную. Мы увидим колоссальную разницу – другие лица, другая пластика движений, другое пение и чтение, сама атмосфера иная. Но современная старообрядческая церковь и древнерусская церковь тоже не совпадают, они очень разные. Там и язык богослужения был другой, дореформенный, который, кстати, гораздо ближе по звучанию к современному русскому. Также и порядИ.Рки были иные, свечи вместо электричества, берестяные (в основном) свитки, на которых записывались богослужебные тексты и многое другое. Это что касается внешних отличий, но они формировали мировоззрение. Есть и разница идейная.

– Исследователь древнерусской письменности, славист Борис Успенский говорил, что специально ходил изучать иконы в храмы, где не пользуются электричеством: «Мне хотелось посмотреть иконы, освещенные свечами, а не электричеством – т.е. освещенные тем светом, для которого они были предназначены... лики оживали и гасли, уходя в темноту».

И.Р. Да. Сейчас пытаются писать иконы как старинные, но нужно учитывать, что икону нужно воспринимать в целостности, без отрыва от контекста времени, эпохи… Во времена Рублева церковь не знала партесного пения, пели по крюкам, всегда были перед глазами соответствующие книги. Вот, посмотри, например, такая незначительная деталь. Края одежды у Ангелов написаны резкими линиями, настолько резкими, обрывистыми, как лучи. А теперь сравни эти лучи с древнерусскими крюками – они одного порядка. Это как будто бы модифицированные крюки, которые резко пульсируют. И эта резкость контрастирует с невероятной нежностью цвета и ликов. Такая нежность и чистота цветов не может получиться, если человек использует электрическое освящение, если в принципе его глаз привык к искусственным цветам, механике мониторов, лампочек, телевидения.

Фрагмент иконы «Троица» Рублева
Края одежды Ангелов.

Фрагмент Иконы «Троица».

Фрагмент древнерусской рукописи.
Крюковая запись.

2 Обратная перспектива – принцип изображения, используемый древнерусскими и современными иконописцами. В изображении предметы предстают не реалистично, не в трехмерном пространстве, как при фотографическом изображении, но таким образом, что центр иконы выноситься во вне, что напоминает голограмму. Центром иконы становиться смотрящий на нее человек, который включается в сакральное пространство изображения. При этом нередко принцип пропорциональности не соблюдается, черты лица изображаемого или предметы могут казаться меньше или больше реалистического изображения.

3 Ученый эрудит, монах Варлаам прибыл из Италии в Фесалоники ок. 1330 г., снискал покровительство императора Андроника III Палеолога и Константинопольского Патриарха. Был признан учителем и толкователем Предания, вскоре выступил с критикой практики исихазма. На защиту исихазма встал свт. Григорий Палама, выпустив в 1338 г. первую «Триаду». Целью Варлаама было объединение Католической и Православной церквей, унификация богословия на основе учения Фомы Аквинского. Спор продолжался до 1341 г., когда Константинопольский собор признал правоту исихастов, после чего Варлаам отбыл в Рим, перешел в католицизм, стал одним из деятелей итальянского Возрождения, в частности, обучал Петрарку греческому языку. В 1342 г. занял пост епископа Джераче в Калабрии. В 1351 г. Варлаам был предан анафеме на Соборе в Константинополе. Постановления Собора 1351 г. стали последними по времени догматическими новшествами Православной церкви. Было принято положение о том, что божественные энергии неотделимы от Сущности, поэтому тварь может достичь обожения, приобщаясь божественной благодати.

4 Поль Сезан (1839-1906), французский художник, один из основоположников импрессионизма.

«Троица» в отношении линий и цвета построена на контрасте – нежнейших цветов и невероятно резких линий. Современные иконописцы делают иначе – одежды и линии делают плавными, как современные круглые ноты, а цвета делают непрозрачными, тяжелыми. Еще и золота намажут, так чтобы икона блестела как самовар. Древнее золото было совсем другим. Раньше не умели так очищать золото, оно было с примесью, не блестящее, с оттенками серебра скорее, очень нежное, без бликов. Сейчас современное очищенное золото продают в таких тонких пластинках, которые иконописцы накладывают на икону. Чтобы уничтожить блики и блеск некоторые современные иконописцы делают его мятым, это особая технология. Раньше ничего такого не было, золото было прозрачным. Это то, что касается чисто технических деталей. Икона преп. Андрея Рублева была написана в то время, когда церковь была иной, с иным типом богослужения и пения. Было знаменное пение, которое в современности практически не сохранилось. Как и древнерусская икона, знаменное пение имеет обратную перспективу , изображение идет наоборот, не во вне, но воспринимается вглубь души человека. Многие, слыша знаменное пение, потрясаются именно этой его особенностью.

Под наше обычное, современное пение, нотное, которое имеет западное происхождение, должны быть написаны католические картины, они друг другу соответствуют. Эти картинообразные изображения могут быть очень хорошие, приятные, понятные для людей и даже чудотворных полно таких икон. Но все-таки это уровень более внешний. Современная церковь стремится к древним изображениям и картинообразные иконы уже не близки современному, усложненному сознанию, которое хочет видеть символизм, богословскую глубину. Мы, конечно, марку держим, что мы православные, но все православие идейно держится на свт. Григории Паламе и на Святых отцах. Ты же помнишь знаменитый спор свт. Григория Паламы с Варлаамом о нетварных энергиях . Григорий Палама победил, а Варлаам ушел к католикам в Рим и там все свои аргументы изложил в трактатах. Он писал, что нет нетварных энергий и все постигается через разум человека, что все существует по принципам научной механики, как позже это обосновал Декарт. И хотя вроде бы победил Григорий Палама, но Варлаам пробрался к нам все равно и одержал верх позже, когда Православная церковь стала жить духовно, мировозренчески, по принципам Варлаама.

Свт. Григорий Палама

Варлаам Калабрийский

- Протоиерей Георгий Флоровский в книге «Пути русского богословия» назвал этот период XVIII-XIX вв. «псевдоморфозой православия». В середине XX в. он выступил с лозунгом «Назад к отцам». Вероятно, стоит задача нового синтеза – того, что составляет золотой фонд Православия и западного искусства, пения, самого строя мышления. Ведь и икона Рублева есть синтез античных элементов и паламитского богословия?

И.Р.В начале XX века на Западе и в России стали происходить огромные сдвиги в искусстве, все началось у Сезанна , возник кубизм, супрематизм, импрессионизм, художники стали ломать реалистическое живописное изображение, и у них возникло понятие об обратной перспективе. Обратная перспектива дает более тонкое восприятие. Художники начала века (это продолжается и до сих пор) стали искать нечто другое, чем просто фотографическое изображение, которое превозносили в XVII-XIX вв. Икона стала ближе и понятней современным людям, она стала просто невероятно современной.

- Когда я вижу «Троицу» написанную современным иконописцем, то понимаю, что они стараются написать «красиво», а в результате у них пропорции все правильные и теряется обратная перспектива. Получается просто плоскостное изображение. Возникает парадокс: икона написана как бы по древним канонам, но – обратной перспективы, которая получается из особо рода диспропорции в изображении, не выходит.

И.Р. Не получается, потому что это очень сложная вещь, требующая постижения – что такое вообще изображение в обратной перспективе и что такое икона. Я сейчас говорю не об умении рисовать. Нужен художник мирового уровня, который бы задался этой целью – нарисовать икону по древнерусским принципам, да и еще бы стал невероятно верующим и духовным человеком. Простой художник этого не сможет, нужно, чтобы он стал святым. Хотя в древности не все писали на таком уровне, как Андрей Рублев, не у всех было такое мастерство. Но писали с огромным духовным постижением божественных понятий, которое сейчас, как правило, не удается достичь. Иногда бывают достаточно хорошие изображения современные, я видела, когда современному человеку удается приблизиться к духовному постижению, хотя все равно – если поставить эти современные работы на аукцион, то специалисты искусствоведы их оценят не в миллионы и миллиарды, как древние иконы и как работы Андрея Рублева, а в сотни и тысячи… Это было уникальное, непостижимое время Древней Руси. Уже в XVII веке это духовное напряжение стало спадать, что вызвало Раскол, во многом.

– Почему так потрясает «Троица» Рублева? Ты становишься перед ней, и сразу тебя что-то оглушает и перемещает в другое измерение. Почему современные иконы не имеют этого эффекта?

И.Р. В начале XX века на Западе и в России стали происходить огромные сдвиги в искусстве, все началось у Сезанна , возник кубизм, супрематизм, импрессионизм, художники стали ломать реалистическое живописное изображение, и у них возникло понятие об обратной перспективе. Обратная перспектива дает более тонкое восприятие. Художники начала века (это продолжается и до сих пор) стали искать нечто другое, чем просто фотографическое изображение, которое превозносили в XVII-XIX вв. Икона стала ближе и понятней современным людям, она стала просто невероятно современной.

- Когда я вижу «Троицу» написанную современным иконописцем, то понимаю, что они стараются написать «красиво», а в результате у них пропорции все правильные и теряется обратная перспектива. Получается просто плоскостное изображение. Возникает парадокс: икона написана как бы по древним канонам, но – обратной перспективы, которая получается из особо рода диспропорции в изображении, не выходит.

И.Р. За счет того, что это подлинное изображение. Господь так и действует… Действуют в этой иконе все – и цвета и линии… Эта икона нужна не сколько для молитвы в нашем обычном понимании: стоять, кланяться, выпрашивать чего-то. Древние иконы предназначались для того, чтобы во время службы искать Бога в своей душе. Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 22). Не где-то там, далеко, в Космосе, а в сердце человека. Нужно мысленно пройти через весь наш негатив, житейские неурядицы и добраться до Царствия Божия, которое внутри нас. И икона с обратной перспективой делает так, чтобы молящийся обратился внутрь себя. И если у человека не слишком большие загромождения всем житейским в душе, то бывает, что Слово Божие пробивается прямо в сердце. Собственно говоря, вся наша христианская, православная жизнь направлена на то, чтобы очиститься от житейских переживаний и достичь Царствия Небесного, которое внутри нас, которое ни от чего не зависит. Ради него святые терпели какие угодно напасти и скорби и они только святее становились. Чтобы с ними не вытворяли враги, ничего плохого с ними не было – только все лучше и лучше, все ближе к Богу. Православие – это внутреннее очищение, иначе получается фарисейское отношение, когда только поступки важны. Если человек внутри остается неочищенным, то становится как те, о которых говорил Христос: «вы – гробы». Внешне вы кажетесь благочестивыми, красивы как неведомо что. На самом деле вы просто гробы покрашенные. А труд очищения от страстей – это очень сложное дело. Сколько святоотеческой литературы написано об этом! Тома целые, 5 томов Добротолюбия, например. Какую книгу святоотеческую ни возьми, она вся о том, как очистить душу от страстей. Икона, которую можно созерцать, с обратной перспективой, этому способствует. Только созерцать не в смысле «посмотреть». Андрей Рублев стал святым при жизни потому, что часами сидел в тишине перед иконой, даже не на службе, занимался богомыслием. Кроме того, у древних людей была какая-то невероятная физическая крепость. Не смотря на то, что они могли быть мистиками, могли непрерывно молиться, например, обычное иноческое правило еще в XVII веке – это 1000 поклонов в день с Иисусовой молитвой. Никто не думал, что это сложно, тяжело… И при этом люди очень много трудились, крепко стояли на земле, имели много детей, строили без современных технологий мощные крепости, монастыри, дороги… Эта богатырская крепость чувствуется в древних иконах, в древнем пении. Недаром мы поем «Святый Боже, Святый Крепкий» – древние христиане знали эту крепость Святаго Духа. Они спокойно выстаивали многочасовые службы и одновременно могли быть хозяйственными людьми, нормальными городскими или деревенскими жителями. Россия до революции была невероятно богатой, к нам ехали из Европы, немцы, французы, открывали свои производства, нанимались к аристократам. Мы до революции жили очень богато, по сравнению с другими странами того времени, мы это даже не можем сейчас понять. Получается, что без божественного начала и внешняя, физическая жизнь разрушается.

- Икона «Троица» тоже из другого измерения, того самого, крепкого?

И.Р. Еще бы.

- Крепости не хватает современным иконам, современные иконы расслабленны?

И.Р. Они не то, чтобы расслаблены, но не имеют той силы, которая дается в православии, том, древнем. То, что потеряно то, древнее пение, как ты не крути, дает свой эффект. Нотное пение направлено не внутрь человека, в куда-то там – где мечты человека, сладость. Господь такой прекрасный, сейчас Он все у меня тут устроит в земной жизни… И где-то Он там, далеко, в мечтах. А древнее пение направлено внутрь человека.

- Древняя икона все эти аспекты впитала?

И.Р. Она заставляет искать Бога в глубине своей души. Она заставляет видеть не внешний мир, а душу. И пробивается к Царствию Небесному, которое внутри человека. Не где-то там, неизвестно где, а именно в сердце человека. Царствие Божие внутрь вас есть, сказал Господь. А мы просто забиты вот этим негативом, нашими мечтами, житейскими попечениями. Оно погребено под всем этим, как Господь был погребен.

- Еще и камень привалили и стражу поставили, чтобы Он не выбрался.

И.Р. Да, поэтому происходит воскресение души, должно произойти – «Смертию смерть поправ». Должны умереть житейские напластования. В основном, конечно, мешает любой негатив, любая претензия, обида – закрывает Царствие Небесное сразу… Но привязчивость и любовь к земному тоже закрывает сильно. Если ты в меру погружен, больше Господа любишь, земное тебе Бога не закрывает, то ничего, может и земное и небесное как-то устроиться. Но если ты любишь больше земное, то оно закрывает Господа и все земное начинает разрушаться. Без Бога разрушается даже земное. Это ситуация соотношения внутреннего и внешнего, которую нужно понимать.

- Получается, что наши иконы соответствуют тому уровню постижения божественного, который дан нашей эпохе. У нас огромное стремление постичь Бога на путях молитвы и созерцания, хотя оно по условиям современного мира дано не каждому. XX век дал много великих иконописцев, например, м. Иоанну (Рейтлингер), м. Иулианию (Соколову), инока Григория (Круга) и других. Они работали в древнерусском стиле. Например, архим. Софроний (Сахаров) создал особое направление в иконописи, в том числе написал икону «Святая Троица». Его «Троица» похожа на рублевскую, но многие детали осмысленны по-другому. На иконах архим. Софрония Христос и святые написаны в белых одеждах. В его «Троице» Ангелы тоже изображены в белых одеждах преображения, он видение Троицы относит как бы к жизни будущего века. Прежде чем писать иконы, он более 20 лет прожил на Афоне, из которых – 8 лет в пещере, где вообще не было икон. Значит, церковь и духовная жизнь динамична – когда-то даются созерцания, тишина и безмолвие, а в другое время – возможность действовать. Для нас важно не только понять древние иконы и духовный мир их творцов, но и с благодарностью жить Православие в данных нам Богом условиях – здесь и сейчас.

Подготовка текста Ермишиной К.Б.

Возврат к списку