ул. Октябрьская, д.3
тел./факс: +7(496) 613-9993
E-mail: hram1891@mail.ru

ул. Октябрьская тел./факс: +7(496) 613-9993 E-mail: hram1891@mail.ru

Коломенская епархия
Московской митрополии
Русской Православной церкви

Коломна. Страницы истории

НАСЛЕДИЕ ЭПИДЕМИИ

Общегородской крестный ход на Красноармейской улице Коломны. 2017 год.

Упраздненная после закрытия Старо- Голутвинской обители традиция проведения крестных ходов в канун праздника Троицы в Коломне так и не была возобновлена. Но в наши дни общегородской крестный ход ежегодно проводится в ноябре. Он приурочен ко двум праздникам: празднованию иконе Божией Матери «Казанская» и ко Дню народного единства. Крестный ход движется по центральным улицам города и оканчивается на Соборной площади коломенского кремля.

В 30-40 годах девятнадцатого века центральные губернии Российской Империи одна за другой пережили несколько ужасных эпидемий холеры. Не миновала сия напасть и богоспасаемого града Коломны, где особенно много людей умирало в 1848 году. Бедствие приняло ужасающие масштабы, и на Петропавловском кладбище, случалось, хоронили по десятку умерших в день, а через несколько дней туда же приносили в гробах тех, кто еще несколько дней назад хоронил близких. Сколько людей умирало в селах, вообще не было известно. Страх обуял горожан и селян. Медики ничем не могли помочь, официальные власти устраивали карантины и помещали предположительно зараженных в особые бараки, где редко кто выживал.

Не зная уже к какой ещё инстанции обратиться, отцы города решили просить совета у того, кому верили по совести, а не по должности. Они направились в Богоявленский Старо-Голутвин монастырь, где подвизался почитаемый народом схимонах Иоаникий, известный своей мудростью и прозорливостью.

* * *

Бортник за работой

В славянской традиции этот промысел назывался «бортничеством». В нем ещё долгое время Был тот старец человеком судьбы совсем не простой, в монастырь попавший далеко не сразу. Родился он в 1784 году в семействе крепостных крестьян Васильевых из села Колычева Коломенского уезда, и при крещении был наречен Игнатием. Родители Игнатия скончались, когда он был ещё мал. Сироту взял в дом родной дядя. Рос он как все вокруг, а как вошел в возраст, так женился, зажил хозяином в своем доме. Однако семейным счастьем ему не суждено было наслаждаться - смерть снова пришла в дом Игнатия Васильева, забрав жену и детей. После такой потери жить на родине он не смог, и, не спросившись у барина, тайно покинул Колычево, чтобы бродить по свету. Считаясь «беглым», Игнатий прожил не один год в Харькове, занимаясь торговлей. Попутно искал потаенного смысла в жизни, и для того побывал в нескольких сектах. Не найдя удовлетворения своим исканиям, Игнатий Васильев пришел к мысли о покаянии и оставлении мира.

Он ликвидировал все свои торговые дела и вернулся в родные места с повинной, чтобы просить у барина прощения и дозволения поступить в монастырь. Прощение было получено и разрешение дано. Приписавшись к братии Старо- Голутвина монастыря когда ему исполнился уже 41 год, новый инок так преуспел в духовном делании, что 13 августа 1829 года строитель голутвинской обители Назарий постриг его в монашество с именем Иона.

В течение следующих десяти лет монах Иона нес различные послушания, работая в саду и огороде, занимался шитьем одежды. При этом брат Иона был усерден в посещении церковных служб и исправен в келейной молитве. Добровольно ограничив себя в пище, Иона отказался даже от разрешенных монахам яиц, рыбы и сыра, в постные дни недели не вкушал никакой пищи вообще, а в посты позволял себе есть через два дня на третий и то лишь только раз в день.

Трудясь, духовно упражняясь и изнуряя себя подвигами воздержания, Иона пришел к мысли о затворе. По благословению настоятеля он поселился в одной из башен, воздвигнутых по углам монастырской стены. Через три года уединенной жизни строитель монастыря Назарий постриг его в схиму с именем Иоаникия.

1 Журнал «Душеполезное чтение».
1870 год февраль

К тому времени было схимнику 53 года. С миром он общался посредством монаха Нила, который жил рядом с ним, ведя его дела. Жительство Иоаникия нельзя назвать полным затвором. Скорее, это было молитвенное уединение, нарушаемое в том случае, когда схимник считал это нужным, выбирая по наитию тех, у кого дело к нему действительно важное1

Делегацию коломенских «отцов города» он не отверг и присоветовал им взять из монастыря хранившийся там посох преподобного Сергия Радонежского и его образ. Посох преподобный оставил при посещении обители своему ученику и первому настоятелю - Григорию Голутвинскому. Образ же, согласно преданию, был писан на верхней доске гроба преподобного Сергия, разобранного на части после обретения мощей святого. Эти святыни схимонах указал доставить в город крестным ходом и служить молебны непременно в четверг пред Троицей, ибо в тот день крестьяне и многие горожане продолжали отмечать языческие праздники «Ярилку» и «Семик».

* * *

2 Как и Девкина переправа, что возле Щурово

Обычно ареной этого празднования становилось знаменитое Девичье поле под Коломной, где когда-то Дмитрий Донской собирал рать перед походом на Куликово поле для битвы с войском Мамая. Но гораздо меньше известно то, что название свое Девичье поле2 получило в те времена, когда у славянских племен, населявших окские берега ещё во времена язычества, эти места считались обиталищами женских божеств.

Полагают, что на Девичьем поле находилось капище, где стояли идолы Лели – славянской богини весны, девичьей любви, искренности, целомудренной красоты, Лады – богини любви и чадородия, и Макоши - богини судьбы, покровительницы женских ремесел прядения и ткачества. Сюда приходили жрецы или жрицы (точно это неизвестно), чтобы приносить жертвы богиням. Здесь проводили ритуалы и обряды, многие из которых сохранялись аж до самой середины 19 столетия.

Девичье поле
(Коломна, мкр. Колычево)

3Драчена – род омлета с добавлением муки, круп или тертого картофеля. Зависит от местного рецепта.

4 Пшенник – запеканка из пшенной каши на молоке с добавлением изюма.

Несмотря на то, что жители округи были крещены во младенчестве и росли христианами, в силу многовековой традиции они сохраняли и языческие обычаи. Ежегодно на в четверг перед Троицыным днем крестьяне со всей округи сходились на Девичье поле.

Накануне, в среду, девушки собирали яйца для приготовления общественной яичницы. Яйца представлялись как символ жизни. Считалось, что чем больше яиц пожарят, то тем богаче будет год. Утром в четверг мужчины и женщины шли на большую поляну. С собой несли яичницу, драчену 3, пироги, пшенники 4 и яйца. Мужчины несли также вино, пиво и мед. Придя на место, затевали пир, и, пока мужчины угощались, девушки плели венки и пели.

После пира «заламывали» молодую березку – срубали её и втыкали в землю посреди просторного места. Это деревце украшали лентами, платками и скорлупой яиц. Вокруг «заломаной» березы водили хоровод и пели особые песни. Одна из них, начинающаяся словами «Во поле береза стояла», известна всем и сейчас. Хороводы, песни и игры продолжались весь день до вечера. Возвращались с Девичьего поля с песнями и плясками. Сплетенные за день венки девушки бросали в реку, загадывая о замужестве и счастье. Если венок тонул, то быть девушке замужем. Впрочем, это же считалось и к «горю». Если плыл по воде, быть в девушках или счастливой.

5 Н. Волков «Описание Коломенского уезда Московской губернии» NoNo37-41 газеты «Московские ведомости» за 1851 год.

Молитва святителя Филарета Московского во время эпидемии.

Господи! Послушай земли, смиренно призывающей Твое пренебесное Имя, и отъими язву от России. Сохрани град сей и верою живущих в нем. Благослови плодоносящих и добродеющих во святых храмах Твоих! Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя! Аминь.

6 Тогда Старо-Голутвин и Богородеце- Рождественский Бобренев монастырь находились под единым управлением.

7 ЦИАМ ФондNo203; опись No501; дело No236 «По прошению Коломенских Граждан о дозволении установить на будущие времена крестный ход в 47 день по Пасхе или в четверток на седьмой неделе, для которого брать из Голутвинской обители образ преподобного Сергия и самим преподобным оставленный посох».

На том же берегу 30 июня праздновали «Ярилку» - праздник языческого бога солнца. В его честь жгли на берегу Оки огромные костры, варили и пекли яйца. Опять же пировали, водили хороводы, пели и плясали... 5

* * *

Конечно, к 19 веку от былой обрядности языческих праздников остались лишь несколько «хороводных песен», да обычаи вроде варки яиц – считалось, что если на Ярилке сварить много яиц, то весь год будут хорошо нестись куры. Возникшие пробелы обрядов восполнялись неумеренным пьянством и всяческими «вольностями», что огорчало православных пастырей. К искоренению этого обычая через проведение крестного хода и призывал старец Иоаникий. Горожане, вняв совету старца, устроили торжественный крестный ход, принеся в Коломну из Старо-Голутвина монастырские святыни.

После этого эпидемия, губившая горожан, внезапно прекратилась, чему подтверждением служит официальная статистика, печатавшаяся в газете «Московские ведомости». Из неё видно, как после праздника Святой Троицы количество жертв эпидемии резко пошло на спад. В память об этом чуде и «для вящего бережения города от всяческих бед впредь» горожане решили ежегодно совершать крестный ход из Голутвина в город и ходатайствовали о том перед митрополитом Филаретом.

Под прошением поставили подписи: городской голова Иван Кислов; потомственные почетные граждане - Ермил Кислов, Петр Романович Колесников, Мартын Левин, Николай Гурьевич Левин; купцы - Иван Набоков, Егор Ильин, Тимофей Кочергин, Иван Миронов, Иван Шапошников, Петр Третьяков, Петр Клюгин, Ефим Пономарёв, Фёдор Тимофеевич Бутырин, Фёдор Афанасьевич Кривоносов, Степан Туровский, Михаил Попов, Михаил Хлебников, Илья Сапожников, Дмитрий Шапошников, Нестор Шапошников, Егор Сетеков, Николай Шерапов, Григорий Огалтиев, Венедикт Тучков, Михаил Ельнов, Прокофий Каротаев, Яков Потапов, Кондратий Рудометкин; купеческие сыновья: Василий Полозов, Мартын Григорьевич Лобачёв и Петр Шерапов.

В декабре того же 1848 года от игумена Бобренево-Голутвина 6 монастыря Назария в коломенское Духовное Правление было прислано известие о том, что он согласен «отпускать ежегодно в четверток седьмой недели по Пасхе в город Коломну икону и посох Сергия Преподобного, по случаю бывшей в 1848 году в городе Коломне опустошительной болезни холеры, и обойдя с молебствием, со иконою и посохом, и с прочими иконами и с хоругвями из Успенского Собора и других городских церквей кругом города, поставить икону и посох Сергия Преподобного в Успенском Соборе на приличном месте, до субботы тая же недели» 7.

* * *

Когда крестный ход установили окончательно, благочинный несколько лет кряду доносил, что языческих обрядов в эти дни уже не справляют и праздников вроде «Ярилки» не празднуют. Новый обычай скоро прижился в городе и полюбился всем.

В последний четверг перед праздником Троицы все городское духовенство встречало реликвии, приносимые из Старо-Голутвина монастыря, у кладбищенской церкви Петра и Павла, где свершалась панихида. Первое время поминали умерших во время холерной эпидемии, погребенных на городском кладбище, а позже - вообще всех усопших. После поминовения шествие следовало в Успенский собор. Икона и посох оставались там до понедельника – перед ними едва ли не круглые сутки служились молебны. Утром в понедельник реликвии выносились из Успенского собора, и с крестным ходом обносились вокруг стен коломенского кремля. Затем их приносили в Ново- Голутвин монастырь, где в храме преподобного Сергия служилась литургия. По завершению службы в монастыре икона и посох снова выносились на соборную площадь, и после совместных молитв городское священство провожало их до Рязанской заставы, что находилась на пути в Старо-Голутвин монастырь. Крестный ход был главным событием летней городской жизни, со всей округи на него собиралось до 20 тысяч человек, в то время как в самой Коломне насчитывалось около 17 тысяч жителей, включая грудных младенцев.

Для ношения икон и хоругвей в Коломне при Успенском соборе было создано «Успенское Общество хоругвиеносцев». Принимали в это общество совершеннолетних, несудимых, трезвых, верующих. У членов общества была своя форма, которую они обязаны были носить во время шествий: кафтаны темно-зеленого цвета с серебряным галуном и кистями, а так же нагрудный серебряный кружок с надписью посредине: «Хоругвиеносец коломенского Успенского собора».

Крестный ход на Соборной площади города Коломны

Даже в первые годы советской власти, когда в Старо-Голутвинской обители ещё жили монахи, крестный ход проводился в установленные дни. Впоследствии, когда проводить такие шествия всё же запретили, а сама обитель была закрыта, оба священных предмета – посох и икона – самым загадочным образом пропали. Нельзя исключить вероятность того, что они по сию пору сокрыты на территории самого монастыря или где-то поблизости от него. Загадка исчезновения иконы и посоха по сию пору остается неразгаданной, но надежды на её разрешение имеются.

Валерий Ярхо.

Возврат к списку